Операторы укрепляют связи
Введение режима самоизоляции весной спровоцировало резкий рост потребления интернет-трафика. Работающие в Пермском крае операторы говорят, что они оказались готовы к новым реалиям, однако, чтобы справиться с увеличившейся нагрузкой, им пришлось совершенствовать свою инфраструктуру. За счет сложной эпидемиологической ситуации, а также развития гаджетов и digital-сферы поток информационных данных, по прогнозам участников рынка, продолжит расти и потребуются дополнительные инвестиции в техническую модернизацию сетей.
Движение дома С введением в Пермском крае ограничительных мер операторы связи, представленные на территории региона, зафиксировали резкий рост потребления информации пользователями. С марта по сентябрь 2020 года трафик Tele2 вырос на 90%, МегаФона — на 60% относительно первых девяти месяцев 2019-го. Абоненты МТС стали потреблять в 3,5 раза больше интернета по сравнению с январем — октябрем прошлого года. В компании «Ростелеком» сообщили, что с февраля по апрель их трафик с 36,7 тыс. Тбайт дорос до 47,6 тыс. Тбайт. Для «ЭР-Телекома» пиковым периодом в первую волну стал конец марта — начало апреля: за две недели трафик вырос на 47% относительно начала марта и на 78% от аналогичных показателей прошлого года. По данным компаний, во вторую волну коронавируса тенденция роста потребления интернета продолжилась, и в декабре трафик может увеличиться уже более чем на 100%.
Самым популярным среди пермяков контентом стали фильмы и сериалы. Операторы отмечают также рост интереса пользователей к играм, образовательным ресурсам и книгам.
При этом пандемия выступила катализатором развития онлайн-сервисов не только для развлечений, но и для бизнеса. «Число пермских предприятий, которые стали использовать в работе технологию удаленного управления, с начала года выросло на 40% в сравнении с аналогичным периодом 2019-го,— говорит директор МегаФона в Пермском крае Илья Головнин.— В целом по Уралу вдвое увеличился спрос на услугу „Деловое облако“ для хранения и передачи необходимых данных и работы с большими объемами информации. За счет использования таких сервисов бизнес снижает затраты на инфраструктуру и ее поддержку».
Сносная нагрузка По словам директора пермского филиала ПАО «Ростелеком» Петра Козловского, из-за резкого увеличения трафика в этом году наблюдался такой рост нагрузки на сети, какой ранее происходил за пять лет. «Этой весной происходили уникальные события для нашей страны и для нашего края, которые повлияли на всех без исключения: мы были вынуждены жить в режиме онлайн, работать онлайн, учиться онлайн, встречаться с друзьями онлайн и даже отдыхать онлайн. Все мы постарались в экстренном режиме адаптироваться к новым условиям. Эти факторы, несомненно, повлияли на все сферы экономики, в том числе очень сильно коснулись и телеком-сферы»,— рассказал господин Козловский. Он отметил, что, несмотря на возросшую нагрузку, услуги абонентам «Ростелекома» предоставлялись в полном объеме за счет постоянной работы оператора над расширением и модернизацией собственной инфраструктуры.
Директор пермского филиала МТС Оксана Кайгородова сравнивает пропускную способность сети с автотрассой: «Образно говоря, вместо двух полос движения нам потребовалось обеспечить трех-, а где-то и четырехполосное движение. Это удалось сделать за счет имеющегося запаса прочности, сформированного в предыдущие годы. В первую очередь, мы поступательно увеличивали покрытие населенных пунктов региона сетью МТС все предыдущие годы, а в 2019 году расширили спектр LTE-1800 — добавили „полос“ в Перми и еще в 11 районах Прикамья. Также мы запустили технологии VoWiFi и Voice over LTE (VoLTE). Благодаря этому наши пользователи могут общаться с друзьями и близкими через сети Wi-Fi в поездках по России, за рубежом и даже в местах, где нет мобильной сети. Все это помогло обеспечить нам комфортную скорость мобильного интернета для наших пользователей».
Фиксированная сеть МТС также начала модернизироваться в прошлом году, благодаря чему выдержала возросшую во время пандемии нагрузку.
По словам директора пермского филиала Tele2 Антона Антонова, для повышения качества мобильного интернета с начала года компания модернизировала 34% существующих базовых станций. При этом господин Антонов отмечает, что рост трафика в период самоизоляции — не прецедент, мобильные операторы ежегодно готовят инфраструктуру к пиковым нагрузкам, например в период новогодних праздников или во время массовых мероприятий. «С точки зрения емкости и пропускной способности, наши сети были рассчитаны на изменение модели трафика. Что важно отметить: изменилось распределение потребления трафика, прежде всего в разрезе геопозиционирования. Из центра городов трафик сместился в спальные районы»,— говорит директор пермского филиала Tele2.
Отдельным направлением работы операторов на фоне роста трафика стало обеспечение безопасной передачи данных — как личной, так и государственной и корпоративной информации. «Любые системы хранения и обработки цифровой информации и персональных данных жестко регламентируются правилами, установленными соответствующими государственными службами, а также федеральной службой по техническому и экспортному контролю,— отмечает директор МегаФона в Пермском крае Илья Головнин.— МегаФон неукоснительно соблюдает все необходимые регламентированные условия, а также все технические требования по информационной безопасности».
В компании «ЭР-Телеком» сообщили, что для обеспечения надежности и «катастрофоустойчивости» сети компания с начала пандемии дополнительно инвестировала в ее модернизацию более 1 млрд руб. Холдинг обеспечивает также дополнительное резервирование своей инфраструктуры.
Цифровая повседневность В ближайшее время операторы не ожидают снижения трафика. «Это связано с привычками, которые стали частью повседневной жизни пермяков. Несмотря на ослабление санитарно-эпидемиологических мер, сохраняется высокий спрос на онлайн-кинотеатры и видеохостинги, растет трафик на киберспортивных платформах, количество покупок через интернет, в том числе на сервисах доставки продуктов и еды на дом. Активность здесь выше, чем весной, во время наиболее жесткого периода самоизоляции. Люди оценили комфорт, возможность экономии своего времени и иных затрат»,— поясняет Оксана Кайгородова из МТС.
Антон Антонов напоминает о факторах роста потребления интернет-трафика, не связанных с пандемией, таких как постепенное обновление телефонов, развитие социальных сетей (например, TikTok, который вывел видеоконтент на новый уровень). «2020 год ускорил диджитализацию всех сфер жизни. Мобильный интернет был драйвером развития мобильных операторов последние лет десять, а в этом году все процессы шли в разы быстрее. Онлайн упростил многие процессы, помогал и помогает экономить время, делает жизнь комфортнее. Зачем отказываться от него?» — рассуждает руководитель пермского филиала Tele2.
В связи с тем что нагрузка на сети, по прогнозам, в следующем году продолжит расти, операторы уже строят планы по их дальнейшей модернизации. «На данном этапе мы расширяем существующую емкость сети с дополнительным резервированием и прогнозом по росту трафика на уровне 50%. За ближайшие пять лет компания направит на строительство сетей около 8 млрд руб. Это позволит 11 млн домохозяйств получить доступ к цифровым сервисам на высокой скорости. Уже со следующего года мы обновим наши технические решения, планируя предоставлять скорости до 10 Гбит в секунду»,— рассказали в «ЭР-Телекоме».
В МТС дают аналогичный прогноз роста трафика — 50%. «Мы продолжим развивать сеть как в городских, так и в сельских территориях Прикамья. Для этого, по соглашению с правительством Пермского края, в следующие два года МТС направит на развитие инфраструктуры связи и реализацию проектов в сфере умного города более 1,5 млрд руб.»,— сообщили в компании.