Спасение класса «земля — воздух»
Завод Дзержинского планирует получить оборонный контракт от ключевого партнера
В следующем году обанкротившийся завод имени Дзержинского может получить от кировского ВМП «АВИТЕК» контракты на 800 млн руб. По словам конкурсного управляющего пермского предприятия, это позволит избежать сокращения сотрудников завода в 2021 году. Гендиректор «АВИТЕК» Александр Иванов говорит, что пока подписаны лишь заявки на заключение договоров, об их условиях можно будет говорить только после согласования с Минобороны. При этом еще не решен вопрос о реализации производственного комплекса предприятия в рамках процедуры, предусмотренной ФЗ «О банкротстве». Объявленные торги не состоялись из-за отсутствия заявок.
ФГУП «Машиностроительный завод им. Дзержинского» (ЗиД) достигло предварительной договоренности с кировским производителем зенитных ракет АО «ВМП „АВИТЕК“» о заключении контрактов на поставку оборонной продукции на 2021 год. Об этом „Ъ-Прикамье“ рассказал конкурсный управляющий ФГУП Лев Шляпин. По словам господина Шляпина, переговоры с «АВИТЕК» прошли при активном содействии правительства Пермского края. Лев Шляпин пояснил, что всего у предприятия около десяти заказчиков, половина из них — представители оборонно-промышленного комплекса. Сумму предполагаемых контрактов господин Шляпин не озвучил, отметив, что «она станет больше».
Напомним, завод им. Дзержинского находится в состоянии банкротства с 2006 года. Несколько лет «АВИТЕК» был основным партнером пермского предприятия. На его долю приходилось 75% от общего объема заказов ЗиД. В частности, завод Дзержинского изготавливал комплектующие для боевых частей зенитных ракет. В свою очередь, «АВИТЕК» является производителем ракет 9М338 и 9М331 для ЗРК «Тор» различных модификаций. При этом стороны неоднократно обменивались взаимными претензиями, касающимися сроков изготовления комплектующих и порядка оплаты заказа. В начале текущего года руководитель кировского предприятия Александр Иванов говорил, что больше не намерен размещать заказы на заводе Дзержинского. Он объяснял это в том числе и тем, что полученные денежные средства идут на погашение задолженности перед ФНС и просто списываются со счета предприятия.
Весной стороны заключили контракт на 400 млн руб. по давальческой схеме. После этого ФГУП должно было открыть для обслуживания контракта специальный счет, с которого ФНС не могла списать средства. Ситуация с отсутствием заказов вновь возникла осенью. Предыдущий конкурсный управляющий Александр Еремин, по утверждению источников, подписал распоряжение об ограничении производственной деятельности на промплощадке №1 в связи с отсутствием загрузки. В сентябре краевые власти объявили о подписании соглашения о сотрудничестве с концерном «Алмаз-Антей», куда входит «АВИТЕК». Одним из его пунктов было названо обеспечение заказами прикамских предприятий.
По словам Льва Шляпина, в 2021 году сокращение численности коллектива предприятия не предполагается. Также он рассказал, что ФГУП полностью погасило требования кредиторов второй очереди по платежам в бюджет и внебюджетные фонды на сумму 60 млн руб. В то же время общая задолженность завода Дзержинского перед ФНС оставляет более 3 млрд руб. Знакомые с ситуацией источники говорят, что «АВИТЕК» осуществил заключительный платеж по контракту на 2020 год в размере 200 млн руб. При этом часть других заказчиков якобы прекратили сотрудничество с заводом Дзержинского.
Между тем Александр Иванов рассказал „Ъ-Прикамье“, что на сегодняшний день подписана только заявка на заключение двух договоров на 2021 год: один из них является экспортным, другой проходит в рамках гособоронзаказа. По его словам, до конца года ЗиД должен представить «АВИТЕК» на согласование проекты договоров, утвержденные управляющим и военным ведомством. Ориентировочно объем заказа на 2021 год может составить 800 млн руб. «Я пытаюсь снова наступить на те же самые грабли,— говорит господин Иванов.— Обещано много. Подпишем, и у завода появится еще один шанс на существование. Это большой аванс. Управляющему завода Дзержинского необходимо понять, что нужно действовать и выполнять взятые обязательства, а главному кредитору — ФНС — дать заводу работать». По словам гендиректора «АВИТЕК», в следующем году кировское предприятие планирует продолжить увеличивать объемы производства, в том числе за счет завода Дзержинского, заключив дополнительные экспортные и госконтракты.
Стоит отметить, что производственный комплекс ФГУП «Машиностроительный завод им. Дзержинского» включен в конкурсную массу, которая выставлена на продажу. Начальная стоимость двух промплощадок составила 3,13 млрд руб. В начале года этот лот был выставлен на продажу, но в итоге торги были признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок. Согласно данным ЕФРСБ, новые торги не объявлялись.