Депрессия довела до суда
В Екатеринбурге судят женщину за покупку зарубежного лекарства
В Екатеринбурге в четверг начинается процесс по первому в России уголовному делу о контрабанде наркотиков — из-за покупки за рубежом бупропиона (признан производным запрещенного наркотика эфедрона). На скамье подсудимых — екатеринбурженка Дарья Беляева, которая лечится у психиатра. Узнав от него про препарат «Элонтрил», она заказала лекарство в Польше. При получении посылки госпожа Беляева была задержана таможенниками, так как в препарате содержится бупропион. Экспертиза признала девушку невменяемой, поэтому в суд дело ушло не с обвинительным заключением, а с постановлением о принудительном лечении. Это при худшем раскладе поможет Дарье Беляевой избежать реального срока, который мог бы составить до 20 лет колонии.
25-летнюю Дарью Беляеву сотрудники уральской таможни задержали в апреле 2019 года при получении посылки с таблетками «Элонтрил» из Польши. В них содержался бупропион. О его применении для лечения диагностированного ей шизотипического расстройства личности девушка узнала от своего психиатра. До 2016 года бупропион продавался в России, причем Минздрав даже внес его в стандарты оказания медпомощи. Но потом производитель ушел с рынка РФ и отозвал лицензию из Госреестра лекарственных средств. В списке запрещенных препаратов его нет, но и в списке зарегистрированных на территории России лекарств тоже.
В отношении девушки было возбуждено уголовное дело за незаконное приобретение наркотиков (ч.2 ст.228 УК РФ) и контрабанду наркотиков (ч.3 ст.229.1 УК РФ). Дарье Беляевой грозило до 20 лет колонии, но экспертиза после месячного обследования признала ее невменяемой.
Защита с итогами экспертизы не согласна, но и оспаривать пока не собирается. Дело в том, что на основании экспертизы материалы в отношении госпожи Беляевой поступили в суд не с обвинительным заключением, а с постановлением о необходимости применения принудительных мер медицинского характера. «Если бы экспертиза признала Дарью вменяемой, то в случае обвинительного приговора суда она бы отправилась в колонию. Конечно, мы в судебном процессе будем доказывать, что в ее действиях отсутствует состав преступления, и что принудительные меры лечения ей не могут быть назначены»,— рассказала “Ъ-Урал” адвокат Ирина Ручко. По ее словам, иначе Дарье Беляевой будет назначено принудительное лечение амбулаторного характера: она будет обязана являться в больницу, скажем, раз в месяц, где ей будет назначаться определенное лечение.
Первое заседание состоится 10 декабря в Железнодорожном райсуде Екатеринбурга. Оно пройдет в закрытом режиме из-за оглашения в процессе медицинской информации.
Отметим, что за рубежом бупропион абсолютно легален, он разрешен к лечению в 60 странах. Зарубежные фармкомпании выпускают таблетки с бупропионом под разными названиями: «Зибан», «Элонтрил», «Веллбутрин». Летом 2019 года Российское общество психиатров составило официальное заключение о том, что антидепрессант бупропион не является наркотиком. Врачи утверждают, что препарат не вызывает у пациентов эйфории, а его прием не приводит к зависимости. Но в феврале 2020 года дело о контрабанде наркотиков было возбуждено Астраханской таможней в отношении Ольги Калиновской, которая получила также таблетки по почте.
Ирина Ручко подчеркнула, что в ходе предварительного расследования стороной защиты было получено несколько заключений, подтверждающих, что бупропион не является наркотиком. «Защитой Дарьи к материалам уголовного дела были приобщены два заключения фармакологов — докторов медицинских наук ведущих научных центров. Я направляла запрос производителю “Элонтрила”, который дал ответ, что наркотическое опьянение отсутствует в списке нежелательных реакций, наблюдаемых при применении препарата. Из заключения психиатра также следует, что препарат не является наркогенным, применяется как антидепрессант»,— подчеркнула адвокат.
Сейчас, по словам адвоката, состояние госпожи Беляевой «оставляет желать лучшего».
«Она и так страдала депрессией, и возбуждение уголовного дела не улучшило ее здоровья. Она лишена возможности принимать “Элонтрил”, который, по словам психиатров, ей мог бы помочь. Она принимает другие лекарства, которые не помогают ей в должной степени»,— отметила адвокат.
Свердловский омбудсмен Татьяна Мерзлякова уверена, что суды по делам, связанным с наркотиками, сейчас работают «более ответственно и выносят адекватные решения». «Поэтому Дарью, при условии отсутствия ее вины, могут оправдать. Но мы не можем вмешиваться в судебный процесс. Даже с Дарьей мы пока встретиться не можем, потому что это может расцениваться как давление на суд. Но в случае если нам покажется, что суд вынес несправедливый приговор, мы будем помогать его обжаловать. При этом я не хочу делать преждевременных заявлений о ее невиновности. Нужна кропотливая работа, в ходе судебного процесса должны проверить: наркоманка ли она, стояла ли на медицинском учете, для каких целей планировала использовать этот препарат. В подобных вопросах я ориентирована на Европейский суд по правам человека, и у них четко указано, что в подобных делах важна мотивация приобретения запрещенного вещества»,— прокомментировала дело “Ъ-Урал” госпожа Мерзлякова.