Депрессия довела до суда
Начинается уголовный процесс о покупке зарубежного лекарства
В четверг в Екатеринбурге начнут рассматривать самое громкое в России уголовное дело о покупке антидепрессанта бупропион. Медицинский препарат много лет свободно продавался в России — но с прошлого года силовики внезапно начали рассматривать его в качестве «производного наркотика». Первой была задержана екатеринбурженка Дарья Беляева, проходящая лечение от шизотипического расстройства личности: она заказала в Польше препарат «Элонтрил», в котором содержится бупропион. Девушку обвинили в незаконном приобретении и контрабанде наркотиков, позже медицинская экспертиза признала ее невменяемой. Защита не согласна ни с обвинением, ни с экспертизой. Но именно из-за «невменяемости» девушка при худшем раскладе получит не реальный срок, а принудительное лечение. Другим обвиняемым по делам о покупке бупропиона грозит серьезное заключение.
Как сообщал “Ъ”, в апреле 2019 года сотрудники уральской таможни задержали 25-летнюю Дарью Беляеву при получении посылки с таблетками «Элонтрил» из Польши. В таблетках содержался бупропион: девушка узнала от своего психиатра, что в мире его используют для лечения шизотипического расстройства личности. До 2016 года бупропион продавался и в России, причем Минздрав даже внес его в стандарты оказания медпомощи. Но потом производитель ушел с рынка РФ и отозвал лицензию из госреестра лекарственных средств. В списке запрещенных препаратов его нет, но и в списке зарегистрированных на территории России лекарств тоже. Именно из-за истории с Дарьей Беляевой стало известно, что разрешенный во всем мире антидепрессант российские правоохранители считают опасным наркотическим веществом.
Силовики утверждают, что формула бупропиона схожа с формулой запрещенного эфедрона — а значит, это «производное» наркотика.
В отношении Дарьи Беляевой было возбуждено уголовное дело о незаконном приобретении и контрабанде наркотиков (ч. 2 ст. 228 УК РФ и ч. 3 ст. 229.1 УК РФ). По этим статьям девушке грозило до 20 лет колонии. Но медицинская экспертиза после месячного обследования признала Дарью невменяемой. Защита с итогами экспертизы не согласна — но и оспаривать ее пока не собирается.
Дело в том, что благодаря экспертизе материалы в отношении Дарьи поступили в суд не с обвинительным заключением, а с постановлением о необходимости применения принудительных мер медицинского характера. «Если бы экспертиза признала Дарью вменяемой, то в случае обвинительного приговора суда она бы отправилась в колонию,— рассказала “Ъ” адвокат Ирина Ручко.— Конечно, мы в судебном процессе будем доказывать, что в действиях Дарьи отсутствует состав преступления. Но если суд не согласится с нашей позицией, то Дарье будет назначено принудительное лечение амбулаторного характера. Она будет обязана являться в больницу, скажем, раз в месяц, где ей будет назначаться определенное лечение. Этот вариант для нас менее рискованный, чем колония».
Первое заседание состоится 10 декабря в Железнодорожном райсуде Екатеринбурга. Оно пройдет в закрытом режиме из-за оглашения в процессе медицинской информации.
Отметим, что за рубежом бупропион абсолютно легален, он разрешен к лечению в 60 странах. Зарубежные фармкомпании выпускают таблетки с бупропионом под разными названиями: «Зибан», «Элонтрил», «Веллбутрин».
Летом 2019 года Российское общество психиатров составило официальное заключение о том, что антидепрессант бупропион не является наркотиком. Врачи утверждают, что препарат не вызывает у пациентов эйфории, а его прием не приводит к зависимости.
Ирина Ручко подчеркнула, что в ходе предварительного расследования стороной защиты было получено несколько заключений, подтверждающих, что бупропион не является наркотиком. «Защитой Дарьи к материалам уголовного дела были приобщены два заключения фармакологов — докторов медицинских наук ведущих научных центров. Я направляла запрос производителю "Элонтрила", который дал ответ, что наркотическое опьянение отсутствует в списке нежелательных реакций, наблюдаемых при применении препарата,— заявила адвокат.— Из заключения психиатра также следует, что препарат не является наркогенным, применяется как антидепрессант. Важно понимать, что препарат применяется в 60 странах мира. Перед регистрацией препарата как лекарственного средства проводились многочисленные исследования, в том числе в НМИЦ психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского Министерства здравоохранения РФ. Врачи с данным препаратом знакомы и описали его действие в лечении».
Сейчас, по словам адвоката, состояние Дарьи «оставляет желать лучшего».
«Она и так страдала депрессией, а уголовное дело не улучшило ее здоровья. Она лишена возможности принимать "Элонтрил", который, по словам психиатров, ей мог бы помочь. Она принимает другие лекарства, которые не помогают ей в должной степени»,— отметила адвокат.
Свердловский омбудсмен Татьяна Мерзлякова уверена, что суды по делам, связанным с наркотиками, сейчас работают «более ответственно и выносят адекватные решения». «Поэтому Дарью при условии отсутствия ее вины могут оправдать. Но мы не можем вмешиваться в судебный процесс. Даже с Дарьей мы пока встретиться не можем, потому что это может расцениваться как давление на суд. Но в случае если нам покажется, что суд вынес несправедливый приговор, мы будем помогать его обжаловать. При этом я не хочу делать преждевременных заявлений о ее невиновности. Нужна кропотливая работа, в ходе судебного процесса должны проверить: наркоманка ли она, стояла ли на медицинском учете, для каких целей планировала использовать этот препарат. В подобных вопросах я ориентирована на Европейский суд по правам человека, и у них четко указано, что в подобных делах важна мотивация приобретения запрещенного вещества»,— прокомментировала дело “Ъ” госпожа Мерзлякова.
Отметим, что за год СМИ стало известно минимум о десяти уголовных делах, связанных с попыткой купить или продать бупропион. Несколько фигурантов находятся в СИЗО.