Удаленное с повестки образование
Госдума перенесла слушания законопроекта о дистанционном обучении
Госдума отложила рассмотрение в первом чтении законопроекта, регламентирующего дистанционное обучение в России. Как выяснил “Ъ”, уже сегодня о проблемах дистанта и сопутствующих ему «родительских бунтах» намерены доложить Владимиру Путину члены президентского Совета по правам человека. В парламенте объяснили перенос необходимостью «дополнительно рассмотреть вопрос» и проконсультироваться с представителями всех фракций, а также с родительским и учительским сообществами. Решению Госдумы предшествовала волна выступлений родителей школьников, опасавшихся, что в результате принятия законопроекта онлайн-обучение станет обязательным и после пандемии.
Депутаты Госдумы единогласно приняли решение отложить рассмотрение в первом чтении законопроекта о дистанционном образовании в России. Председатель палаты Вячеслав Володин заявил о необходимости «дополнительно рассмотреть вопрос в рамках комитета», проконсультироваться с представителями всех фракций, а также с родительским и учительским сообществами.
Напомним, законопроект внесли в Госдуму сенаторы Ильяс Умаханов, Лилия Гумерова, Дмитрий Василенко и Григорий Карасин. Предполагалось, что новый документ разграничит полномочия «по установлению порядка применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» и закрепит их за профильными министерствами: за вузы будет отвечать Минобрнауки, за школы и колледжи — Минпросвещения.
Выступившие с предложением снять документ с повестки депутаты от КПРФ Вера Ганзя и Валерий Рашкин сообщили коллегам, что, несмотря на «колоссальное возмущение родителей», проект закона не прошел широкое обсуждение и вынесен на рассмотрение без каких бы то ни было изменений.
К законопроекту высказывались различные претензии. В частности, представителей образовательного сообщества не устраивало отсутствие дополнительных затрат на необходимую технику для учителей, обеспечение школ хорошим интернетом и компенсации семьям. Часть родителей и вовсе подняла волну протестов, заявляя о снижении качества образования при переходе на дистант и о возникшей, по их мнению, угрозе перехода к максимально широкому и обязательному онлайн-обучению уже после пандемии коронавируса.
Протесты начались с одиночных пикетов, которые переросли в митинги численностью до нескольких тысяч человек. Общественное движение «Родители Москвы», появившееся на фоне протестов, объединяет более 20 тыс. человек, сотни тысяч подписали различные петиции против цифровизации образования.
Глава комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов («Единая Россия») в среду заявил о готовности снять законопроект с рассмотрения, так как «никакой острой актуальности не существует». Заместитель председателя Госдумы Петр Толстой, его коллега по фракции, признал, что документ, как и в целом дистанционное обучение — «крайне болезненные» вопросы для жителей всех регионов России: «Уверен, у всех депутатов есть обращения по поводу этого законопроекта. Мы не можем делать вид, что ничего не происходит».
Коммунист Валерий Рашкин признался “Ъ”, что был удивлен таким развитием событий, отметив, что вероятность «вытащить закон» из думской повестки дня обычно небольшая.
Он также предъявляет претензии к тексту законопроекта, заявляя, что в документе должны быть четко обозначены условия, при которых возможен уход на дистанционное обучение, способы обеспечения преподавателей и учащихся необходимыми техническими средствами, а также право родителей выбирать схему обучения детей даже в условиях ЧС. По словам депутата, КПРФ готовит собственный законопроект, отвечающий этим критериям: «Документ будет написан так, чтобы не было возможности отправлять детей на энное количество времени на дистанционное обучение. Красной чертой будет прописано право обучения детей в школах».
Член комитета Госдумы по образованию и науке Ольга Пилипенко («Единая Россия») сообщила “Ъ”, что широкого обсуждения требует не столько законопроект, сколько вопрос дистанционных технологий и электронного образования в целом. Она подчеркивает, что закон только распределяет полномочия между Минобрнауки и Минпросвещением. В то же время госпожа Пилипенко допускает, что формулировка о праве ведомств «устанавливать порядок» дистанта может усилить опасения граждан. «Когда мы на комитете рассмотрели законопроект, мы говорили, что ко второму чтению хотим видеть все подзаконные акты от одного и другого министерств, которые бы регулировали отношения и устанавливали порядок дистанционного обучения»,— заявила она. По словам госпожи Пилипенко, комитет запрашивал мнение экспертного сообщества, а также разослал текст в субъекты РФ. Из 85 регионов пришло 82 положительных отзыва, из них 35 от представительных органов власти, 47 от высших органов исполнительной власти. Кроме того, положительное заключение дал кабмин РФ. «Далее нужно делать общественные слушания, нужно объяснять людям, о чем этот законопроект, чтобы они поняли и поддержали»,— подчеркнула она.
«Сейчас есть надежда, что люди, которые принимают решения, в том числе депутаты, будут адекватно оценивать, к чему ведет повсеместное внедрение дистанционного образования»,— сказала “Ъ” лидер движения «Родители Москвы» Илона Менькова, после того как законопроект был исключен из думской повестки дня.
Она настаивает, что дистант, «скорее всего», исключает воспитание «полноценной личности». При этом госпожа Менькова не понимает, о чем авторы законопроекта могут договориться с родительским сообществом: по ее мнению, в действующем законодательстве уже закреплены все необходимые формы образования и в расширении этот список не нуждается. Госпожа Менькова отметила, что движение продолжит свою деятельность «по защите прав детей, привлечению внимания общественности к проблемам дистанта, школы и образования в стране в целом»: «Наша цель — сохранение традиционного очного образования, предотвращение внедрения опасных моделей цифрового, дистанционного и гибридного обучения».
«Недовольство есть и у родителеи, и у учащихся, и у педагогов,— говорит политолог Михаил Виноградов.— Но лучше плохои закон, чем никакого, и лучше регламентированное дистанционное образование, чем отсутствие регламента».
Политолог не видит в решении палаты отложить рассмотрение закона «какого-то политического жеста»: «Скорее есть желание не брать на себя ответственность».
Политолог Екатерина Шульман указывает, что активность граждан все чаще влияет на законодательные решения — причем на разном этапе жизни законопроектов. Она вспоминает проект Минюста 2014 года, который запрещал регистрацию новорожденных, родившихся не в медицинских учреждениях; прошлогодние поправки Минтруда в закон о социальных гарантиях, которые снимали с работающих родителей пособия по уходу за ребенком. Из-за общественного резонанса эти проекты были сняты еще на этапе подготовки, говорит госпожа Шульман. С некоторыми оговорками к той же тенденции можно отнести и задержку с внесением в Госдуму проекта закона о домашнем насилии.
Затормозить ход рассмотрения законопроекта, уже внесенного в Госдуму, гораздо сложнее. «Правительство поддержало (законопроект проект о дистанционном образовании — “Ъ”) без каких бы то ни было оговорок, как и профильный комитет — то есть ничто не стоит между ним и успешным прохождением,— сказала господа Шульман.—Однако мы видим два переноса. А надо сказать, что переносы в это время смерти подобны, потому что до Нового года осталась одна сессия, а следующая весенняя будет последней для нынешнего созыва. Родители — молодцы, иначе не скажешь».
В Минобрнауки не смогли оперативно ответить на вопрос “Ъ”, как скажется перенос законопроекта на подготовке ведомством соответствующих документов. Наделение определенными полномочиями в этой сфере могло бы усилить как механизмы контроля, так и механизмы, направленные на повышение качества образования, в том числе с использованием цифровых технологий, заявили “Ъ” в Минпросвещении. «В то же время министерство использует ряд уже имеющихся механизмов нормативного совершенствования данной сферы,— отметили там.—Так, например, сегодня было опубликовано постановление правительства РФ, в рамках которого обозначены ключевые элементы цифровой образовательной среды, расширяющие возможности школьного образования при сохранении главенства очного традиционного обучения». Ранее в Минпросвещении неоднократно заявляли, что дистанционное образование во время пандемии — вынужденная мера. В мае президент России Владимир Путин называл «откровенной провокацией» любые слухи о том, что дистанционное обучение заменит очное. Ранее информированные собеседники “Ъ” заявляли, что переход на полностью дистанционный формат обучения в ближайшие несколько лет в принципе невозможен.
О проблемах дистанционного образования и сопутствующих ему протестах части родителей в четверг намерены доложить Владимиру Путину члены президентского Совета по правам человека (СПЧ). Председатель комиссии СПЧ по образованию и науке Александр Асмолов предложит главе государства образовательную программу, которая предполагает создание «родительских университетов»: в них взрослых могли бы учить не бояться цифровизации и дистанционки. «Родители оказались в ситуации шока,— говорит Александр Асмолов.— Они ощущают драму отставания от своих детей в цифровом образовании, и мы эту драму, этот гнев должны понять. Они теперь вынуждены не только зарабатывать деньги и воспитывать ребенка, но и осваивать профессию учителя, и мы на уровне государства должны принимать меры в связи с этим». Результатом «родительского гнева» и общественного кризиса становятся протесты, но за ними, по мнению господина Асмолова, стоят и «политические игроки», которые «пытаются сколотить свой репутационный капитал»: «Эти игроки выступают за архаизацию и целенаправленно раздувают пожар там, где его могло не быть, превращая родителей в луддитов, протестующих против новых технологий и прогресса».