«Ашан» не прижился в Магнитогорске
Ритейлер закрывает один из трех магазинов в Челябинской области
В Магнитогорске закрывается единственный магазин торговой сети «Ашан», работавший с декабря 2015 года. В компании причину закрытия объяснили тем, что гипермаркет уже давно показывает «неудовлетворительные результаты». Закрывать оставшиеся два магазина в Челябинске ритейлер не планирует. По мнению экспертов, «Ашан» не выдержал конкуренции со стороны федеральных сетей, которые активно развивают более востребованный в небольших городах формат «у дома».
Французская торговая сеть «Ашан» покидает второй по величине город Челябинской области — Магнитогорск. После новогодних праздников в нем закроется единственный гипермаркет компании, расположенный в торгово-развлекательном комплексе «Семейный парк». Такое решение принято по результатам комплексного анализа показателей «Ашан Сити Магнитогорск», сообщил ритейлер.
«К сожалению, на протяжении длительного времени магазин показывает неудовлетворительные результаты. В связи с этим руководство компании приняло решение о закрытии гипермаркета. Компания благодарит всех сотрудников гипермаркета за работу и берет на себя обязательство в выполнении всех необходимых мероприятий, в соответствии с требованиями трудового законодательства РФ»,— цитирует пресс-службу «Ашан Ритейл Россия» «Вечерний Магнитогорск». Гипермаркет будет работать до 14 января 2021 года и пока «предлагает клиентам праздничные скидки и распродажи».
«Ашан» в Магнитогорске открылся в декабре 2015 года в новом ТРК «Семейный парк», где стал якорным арендатором, заняв большую часть первого этажа комплекса — около 5 тыс. кв.м. Еще весной этого года из-за сокращения ассортимента и появления закрытых стеллажей в гипермаркете в местных СМИ появилась информация о возможном закрытии «Ашана». Однако в компании заявили, что в магазине происходит оптимизация ассортимента, а о закрытии речь не идет.
В штатном режиме продолжают работать еще два магазина сети в Челябинске: в ТРК «Родник» с 2011 года, в ТРК «Космос» — с марта 2019-го.
Главный аналитик группы компаний «Алор» Алексей Антонов считает, что «Ашан» в Магнитогорске не выдержал конкуренции с другими федеральными сетями. «Среди основных причин я бы назвал высокий уровень конкуренции со стороны, в первую очередь, федеральных сетей в бюджетном и среднеценовом сегментах. В городе активно развивает бизнес X5, в основном за счет сети “Пятерочка”, а также сетей “Магнит” и “Дикси”. Причем в формате “у дома”, который традиционно в относительно небольших городах является более востребованным»,— говорит эксперт. По его мнению, «коронакризис» не успел оказать исключительно негативное влияние на продуктовый ритейл, поскольку цены росли не столь стремительно, а население, хотя и сокращало расходы на покупки, все-таки сохранило достаточно высокий платежеспособный спрос на продовольствие. Об этом, по словам аналитика, свидетельствует и рост оборота розницы в Магнитогорске по итогам трех кварталов на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 33 млрд руб. «Однако, увы, это едва ли не единственный позитивный сдвиг, характеризующий социально-экономическую ситуацию в городе. Объем отгруженной местными предприятиями продукции в стоимостном выражении упал на 17,6%, или 328,6 млрд руб., а прибыль до налогообложения крупных предприятий сократилась почти вдвое. Несмотря на то что среднемесячная начисленная зарплата выросла на 5,4%, увеличился уровень официальной безработицы до 4,2%. Такие крупные сетевые ритейлеры, как “Ашан”, используют инструменты, как ретроспективного, так и перспективного анализа и принимают решения об открытии или закрытии новых супермаркетов, анализируя как текущие показатели, так и перспективы их изменения под давлением негативных факторов»,— отмечает Алексей Антонов.
По словам генерального директора компании «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, закрытие магазина в Магнитогорске связано с преобразованиями, объявленными руководством сети в 2019 году. «“Ашан” начал масштабную трансформацию бизнеса и с учетом ухудшения показателей гипермаркетов, расположенных в торговых центрах в 2020 году, в связи с пандемией и введенными весной ограничениями сформировал программу закрытия гипермаркетов. В рамках этой программы в четвертом квартале 2020 года ряд крупноформатных объектов, по которым трансформация в новую концепцию неэффективна, закрываются. В первую очередь это объекты в регионах»,— говорит эксперт.
Выручка французской торговой сети в России снижалась последние четыре года. В ноябре 2019 года в российском «Ашане» сменилось руководство. Новый глава Йоханнес Толай, призванный вывести компанию из продолжительного кризиса, объявил о масштабном обновлении бизнеса в России. Планировалось разработать новую концепцию магазинов и обновить их до 2023 года. Также изменения предполагали внедрение иной структуры логистики, новых сервисов для покупателей, например доставку в постаматы, а также развитие онлайн-продаж.