Очень обезличенная история
Банки получат новые данные заемщиков
Объединенное кредитное бюро (ОКБ) запускает сервис, дающий финансовым организациям доступ к обезличенному массиву данных о кредитоспособности физических и юридических лиц. Сервис позволит самостоятельно анализировать массивы данных, строить модели, искать новые сегменты клиентов и рынка. Услуга выглядит перспективной для банков с недостаточным объемом собственной статистики, но ее привлекательность будет зависеть от стоимости и условий использования.
ОКБ в партнерстве с Microsoft разработало сервис, позволяющий банкам и другим финансовым организациям получить доступ к обезличенному массиву данных о кредитоспособности заемщиков, рассказали “Ъ” в бюро. В сервисе собрана информация о 70 млн физлиц и более 2 млн юрлиц. «Аналитическая песочница» (как разработчики назвали проект) базируется на сервисах Microsoft для работы с данными (Azure Data Factory, Azure SQL DB и др.). Вся персональная или юридическая информация, по которой можно идентифицировать заемщика, будет заменена на синтетический ID. Клиент будет забирать построенные модели и алгоритмы, информацию, полученную на их основании. Данные продолжат храниться в ОКБ.
Сервис позволит финансовым организациям искать перспективные сегменты рынка с точки зрения новых продуктов и категорий клиентов, поясняют в ОКБ.
Решение позволит лучше понять кредитные риски, улучшить условия продуктов, начать работу с новыми клиентами, о которых нет достаточной информации, поясняет глава ОКБ Артур Александрович: «Например, это могут быть клиенты МФО, которым банки боятся выдавать кредиты по рыночной ставке. Или малый и средний бизнес, которому сейчас трудно привлечь финансирование». Стоимость услуги будет ниже, чем заказывать инсайты у консалтинговых компаний, отмечают в бюро. То есть не превысит несколько миллионов рублей, оценивают участники рынка.
Сервис уже тестируют в ВТБ, Газпромбанке и «Дом.РФ». По словам члена правления ВТБ Максима Кондратенко, идея допуска банков к «песочнице» БКИ позволяет разрабатывать модели на полном массиве данных, а не на ограниченной статистике, накопленной конкретной кредитной организацией, что существенно повысит точность оценки рисков. Банк будет применять сервис для определения вероятности дефолта для нового продукта «Экспресс-Кредит» для субъектов малого бизнеса, пояснил топ-менеджер.
В других банках позитивно отреагировали на появление дополнительного сервиса, повышающего качество скоринга и точность оценки. Однако его использование вызывает опасения с точки зрения безопасности. «Финансовые организации разрабатывают собственные скоринговые модели, чтобы как можно точнее оценить риск, иметь возможность комбинировать ценность разных источников данных и держать процесс под контролем. Скоринговые модели должны быть понятными, контролируемыми и прозрачными. Обеспечить это при внешних моделях затруднительно»,— полагает глава управления кредитных рисков розничного сегмента Райффайзенбанка Алексей Крамарский.
Наиболее привлекательным такое решение может быть для банков, у которых недостаточно собственной статистики, отмечает старший менеджер департамента управления рисками Deloitte Денис Гаврилин.
Интерес к сервису могут проявить крупные и средние банки, активно развивающие новые для них направления, например кредитование МСБ и физлиц, добавляет управляющий директор рейтингового агентства НКР Станислав Волков: «За счет улучшения моделей они смогут довольно быстро окупить стоимость сервиса». Однако реальный спрос на услугу, подчеркивает он, будет определяться ценовой политикой и режимом доступа.