Покупки сложат в банк
Wildberries покупает кредитную организацию
Как стало известно “Ъ”, Wildberries покупает небольшой банк «Стандарт-кредит». На базе лицензии этого банка ритейлер намерен реализовывать карточные программы лояльности, включая подарочные карты, а также осуществлять расчеты с многочисленными поставщиками товаров, представленных на площадке. По мнению экспертов, для Wildberries наличие собственного банка вполне оправдано, при этом покупка чистого действующего игрока имеет плюсы перед созданием банка с нуля.
О возможной сделке по покупке Wildberries банка «Стандарт-кредит» рассказали “Ъ” источники, знакомые с ситуацией. В Wildberries не стали комментировать эту информацию. Сообщили лишь, что «рассматривают развитие финансовых сервисов на онлайн-площадке — как для покупателей, так и предпринимателей, для того чтобы сделать Wildberries еще более удобным и полезным». В «Стандарт-кредите» сообщили, что прокомментировать вопрос “Ъ” сможет только руководитель банка не ранее «пятницы—понедельника».
Маркетплейс Wildberries — интернет-магазин одежды, обуви, электроники, детских товаров, товаров для дома и других товаров. Помимо РФ работает в Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Армении и др. Реализует товары более 60 тыс. брендов.
«Стандарт-кредит» входит в четвертую сотню банков по активам и капиталу. Собственный капитал, согласно рэнкингу «Интерфакса» по итогам третьего квартала 2020 года,— 312 млн руб., является участником системы страхования вкладов (ССВ). Убыток по итогам трех кварталов 17,5 млн руб.
Эксперты считают сделку логичным развитием для Wildberries. «Финансово-промышленные группы создают или приобретают банки, которые используются в первую очередь для осуществления внутренних взаиморасчетов и для расчетов с поставщиками,— говорит управляющий партнер BMS Group Алексей Матюхов.— Это делается, чтобы держать полностью под контролем все операции и обеспечить определенную финансовую эффективность». Покупка готового банка, включенного в ССВ,— оптимальное решение для бизнеса, который изначально не относится к банковскому, считает главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. По его словам, в отличие от вновь создаваемых банков (минимальный капитал 1 млрд руб.) у действующих меньше требования по капиталу, это экономит инвестиции, кроме того, не потребуется ждать несколько лет для того, чтобы подключаться к ССВ и работать напрямую с физлицами. «Учитывая, что для онлайн-ритейла крайне важно регулярно поддерживать интерес аудитории, новый владелец сможет довольно быстро выводить через банк необходимые продукты в виде карт лояльности, подарочных карт, а также предлагать покупателям pos-кредиты для оформления покупок»,— заключает господин Антонов.
При этом собеседники “Ъ” сходятся во мнении, что Wildberries приобретает в первую очередь чистую лицензию, поэтому сделка может пройти с небольшой премией к капиталу. «Банк работает с 1996 года и пережил зачистку сектора, поэтому наверняка устойчив»,— говорит господин Антонов. По словам партнера ФГ «Дмитрий Донской» Дмитрия Курбатского, на рынке около 10 подобных игроков, ищущих покупателя. С учетом этого, а также того факта, что банк продается не первый год, можно предположить, по его словам, что сделка пройдет с премией к капиталу около 50 млн руб. При этом собственники, вероятнее всего, обязались очистить банк от остатков пассивов и активов, добавляет он.
Финансовые партнеры Wildberries появления кэптивного банка не опасаются. «Коллаборации банков и ритейлеров — это чаще всего успешные проекты, которые выгодны в первую очередь клиентам,— говорит директор департамента эквайринга банка "Русский стандарт" Инна Емельянова.— Если Wildberries купит банк, на нашем сотрудничестве в эквайринге это не должно как-то отразиться».
Преимущества своей площадки
Как усиливается внутренний сегмент рынка электронной коммерции