Звери переехали в город
Землю краснодарского «Сафари-парка» на Солнечном острове вернули муниципалитету
Администрация города и владелец «Сафари-парка» заключили мировое соглашение о передаче права собственности на земельные участки в парке «Солнечный остров» муниципалитету. Таким образом, многолетние судебные разбирательства по вопросу возвращения земли, ранее находящейся в собственности владельца зоопарка, завершились в пользу мэрии. Объект продолжит работу на правах аренды земельного участка. В 2016 году парку «Солнечный остров» присвоен статус особо охраняемой природной территории, в связи с чем там запрещено возводить любые строения. Трехэтажное здание, расположенное на территории парка, летом этого года суд признал самостроем и постановил снести.
Владелец краснодарского «Сафари-парка» Марио Абурмаилех прекращает право собственности на земельные участки в парке «Солнечный остров» и передает их городской администрации. Об этом сообщил в своем телеграм-канале глава Краснодара Евгений Первышов. «Зоопарк продолжит свою работу на правах аренды земельного участка. К такому совместному решению мы пришли в ходе судебных разбирательств»,— написал мэр, добавив, что сейчас в краснодарских парках много «непонятных строений» и торговых площадок. «Нужно разбираться, на каком основании они там располагаются. Но от таких сооружений однозначно надо избавляться, так как парки должны оставаться зелеными территориями для отдыха, а не превращаться в торговые площадки»,— добавил господин Первышов. По его словам, после «Солнечного острова» и парка имени 30-летия Победы власти города приступят к «зачистке» Городского сада и Чистяковской рощи.
Как писал “Ъ-Кубань”, в октябре прошлого года владелец «Сафари-парка» заявил о намерении передать объект на баланс города. Господин Абурмаилех отметил, что работе зоопарка мешают бесчисленные проверки со стороны надзорных органов.
Конфликт между собственником объекта и городской администрацией начался в 2018 году с поручения губернатора проверить законность размещения построек на территории всех парков края.
Изначально земля была в аренде у другого человека, затем там было возведено несколько капитальных строений, которые были узаконены через суд. Это стало основанием для покупки земли. Администрация отказалась продавать землю, однако перевести ее в частную собственность удалось судебным решением. Позднее на имя Марио Абурмаилеха был составлен договор дарения земельного участка. Собственником участка площадью почти 9 га он является с 2012 года. Зоопарк открылся в мае 2006 года.
В 2013 году Советский районный суд Краснодара года признал Марио Абурмаилеха добросовестным приобретателем и отказал мэрии в истребовании земельного участка. Летом этого года Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд удовлетворил иск мэрии Краснодара к владельцу «Сафари-парка» и обязал администрацию зоопарка обязана снести трехэтажное административное здание, признанное самостроем. Как отмечали владельцы объекта и эксперты, без этого здания, в котором располагается ветеринарный пункт, зоопарк не сможет работать.
В ходе разбирательств также выяснилось, что краевой Росреестр несколько раз пересматривал категорию назначения и кадастровую стоимость земель, на которых расположен зоопарк. Сначала это были земли коммерческого назначения, затем — земли поселений с видом разрешенного использования «обслуживание территории природного парка». В 2016 году парку «Солнечный остров» присвоен статус ООПТ, в связи с чем на его территории запрещено возводить любые строения.
Представитель «Сафари-парка» сообщил “Ъ-Кубань”, что комментировать передачу земель пока преждевременно. «Еще неизвестно, что будет дальше. На данный момент даже не вступило в силу решение суда. Предполагается, что мы будем платить аренду, ставка которой тоже в настоящее время неизвестна»,— сказал собеседник издания.
Юрист Руслан Шеметов отмечает, что владелец «Сафари-парка» был вынужден пойти на мировую. «Вероятно, он понял, что отстоять право собственности уже нереально, и согласился добровольно передать землю мэрии. У этого решения есть как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, общественные зеленые зоны должны принадлежать городу. С другой — ситуация, когда кому-то дают землю, а потом забирают, создает порочную практику в целом и не очень хорошую репутацию властям»,— сказал юрист.