Открытия ждут закрытия
Популяризаторы науки высказались против законопроекта о просветительской деятельности
Законопроект, который регламентирует просветительскую деятельность в России, стал предметом обсуждения в Общественной палате РФ. Его авторы считают, что «антироссийские силы под видом просветительской деятельности осуществляют широкий круг пропагандистских мероприятий» и предлагают наделить Минобрнауки и Минпросвещения полномочиями лицензировать просветительские проекты. Представители экспертного сообщества обращают внимание, что из формулировок неясно, кого именно коснется регулирование, но принятие документа может убить научпоп в России и привести к «параличу просветительской деятельности».
В Общественной палате (ОП) РФ прошли нулевые чтения законопроекта, регламентирующего просветительскую деятельность в России. В ноябре его внесла в Госдуму группа сенаторов и депутатов во главе с Андреем Климовым. Документ предлагает внести изменения в закон «Об образовании», вводя понятие «просветительская деятельность».
Авторы законопроекта подчеркивают, что действующее законодательство не определяет «правовые основы просветительской деятельности, порядок ее осуществления и требования к ее участникам».
Отсутствие регулирования, по их мнению, «создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в РФ государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя». Минобрнауки и Минпросвещения предлагается наделить полномочиями лицензировать просветительские проекты, а особое внимание планируется уделить сотрудничеству просветителей с международными организациями.
Представители экспертного сообщества обращают внимание, что из формулировок непонятно, кого именно коснется регулирование: это могут быть и образовательные учреждения, и музеи, и НКО, и отдельные волонтеры.
«Проекты, разжигающие межнациональную рознь в России, известны, попробуйте почитать, например, материалы "Радио Свобода"»,— заявил член Общественной палаты Максим Григорьев, который уверен, что враждебные действия против российского общества «даже не скрываются».
Исполнительная власть «позитивно» относится к инициативе, заявил замминистра просвещения РФ Андрей Корнеев. В ведомстве, по его словам, будут рекомендовать принять законопроект и после продолжить «работу по его доработке».
Вопросы, связанные с просветительской деятельностью, «необходимо срочно регулировать», так как высок «запрос на знания у населения», поддерживает замглавы комитета по образованию и науке Госдумы Любовь Духанина. Она отметила, что просветительской деятельностью сегодня занимается «колоссальное количество» НКО. «Надо обсудить механизмы взаимодействия с ними,— призвала она.— Если мы говорим, что данный законопроект не регулирует эти вопросы, тогда нам нужно выходить на отдельный большой закон о просветительской деятельности, который будет определять взаимодействие всех участников процесса вне зависимости от того, кто они: образовательная организация, индивидуальный предприниматель, некоммерческая организация или просто волонтер».
Впрочем, популяризаторы науки, ученые и журналисты высказываются против законопроекта.
Астрофизик, ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ Сергей Попов отметил, что под крайне широкое определение просветительской деятельности попадают сайты, YouTube-каналы, подкасты. «Вся эта обширная деятельность, которая приводит к популяризации науки, основана на творческом порыве, а любая регламентация действий приведет к тому, что проекты будут закрываться: кто-то будет опасаться внешних воздействий, кто-то не предпримет усилий для лицензирования,— прогнозирует он.— Мы просто обеднеем».
О «параличе деятельности», которую «столько людей вели за свои деньги, тратя на это свое время», говорит и научный журналист Ольга Орлова: «Не было ни одного просветителя, который бы просил зарегулировать деятельность. Почему-то эти предложения поступают от людей, которые наблюдают сверху».
Нормы, изложенные в документе, дублируют уже действующие законы «Об информации» и «О противодействии экстремистской деятельности», обратил внимание заведующий лабораторией образовательного права Института образования НИУ ВШЭ Семен Янкевич. Он подчеркнул, что в соответствии с приказом Рособрнадзора вся информация о международных договорах российских организаций публикуется на их сайтах.
Применить нормы будет физически невозможно, уверен главный редактор издания N+1 Илья Ферапонтов, так как невозможно регулировать сотни и тысячи проектов. «Законопроект логически не проработан, авторы, которые хотели защитить наш народ и государство от опасной информации, должны определить, какую информацию они считают опасной, и запрещать ее, а не каналы распространения, потому что это как пальцем закрывать плотину»,— сказал господин Ферапонтов.