Эксперты сообразили на 300
Политологи и социологи верят в победу «Единой России»
В четверг эксперты обсудили результаты социологических исследований ФоРГО, ВЦИОМа и ИНСОМАРа, посвященных перспективам «Единой России» на думских выборах в следующем году. В администрации президента допускают, что партия может и не взять самостоятельно 300 мест в Госдуме, необходимые для конституционного большинства. Однако эксперты уверены в обратном.
В четверг ФоРГО, ВЦИОМ и ИНСОМАР представили на круглом столе в «РИА Новости» результаты социологических исследований (опросов и фокус-групп), посвященных электоральным перспективам «Единой России». В ходе обсуждения их результатов эксперты пытались определиться, сможет ли ЕР самостоятельно получить конституционное большинство. Напомним, ранее “Ъ” писал, что в администрации президента есть сомнения в таком сценарии. Так, в управлении по обеспечению деятельности Госсовета считают, что более реальным результатом для ЕР является 250 депутатских кресел (см. “Ъ” от 10 декабря).
Однако эксперты уверены в обратном. «Конституционное большинство возможно»,— заявил главный докладчик круглого стола, координатор экспертного совета «Единой России», главный технолог ее думской кампании Константин Костин.
В своем докладе господин Костин предположил, что на думских выборах 2021 года явка составит примерно 50%, что позволит ЕР при текущих рейтингах набрать более 40%.
В своих расчетах он исходит из рейтингов ФОМа, ВЦИОМа и «Левада-центра», согласно которым за ЕР готовы голосовать около 31% опрошенных. Однако господин Костин заявил, что важнее процент поддержки среди тех, кто намерен пойти на выборы и определился, за кого будет голосовать. Он сослался на результаты последнего опроса «Левада-центра», согласно которому среди таких респондентов ЕР поддерживают 43%. «Я предполагаю, что партия попадет в диапазон 40–45%»,— пояснил эксперт.
Он также ждет, что благодаря неучтенным и поданным за малые партии голосам партия власти сможет набрать по спискам более 111 мест. По одномандатным округам, на взгляд эксперта, ЕР может претендовать более чем на 190 мандатов (в 2016 году ЕР провела в Думу 203 одномандатников). В своем выступлении господин Костин обратил внимание, что 39 из них от ЕР получили тогда не менее 50% голосов избирателей, 23 — от 60% до 70%, а еще 19 — более чем 70%. Господин Костин уверен, что все они смогут переизбраться в 2021 году. Эксперт пояснил “Ъ”, что считает конкурентными лишь 25–30 округов.
По словам Константина Костина проблемой ЕР станет то, что ее будут атаковать все остальные партии. Принести победу партии могут развитая политическая инфраструктура, представители во всех органах власти и «возможность демонстрации эффективной работы непосредственно в ходе кампании», считает он.
Руководитель практики политического анализа ВЦИОМа Михаил Мамонов отметил, что рейтинг ЕР в 32% почти равен суммарному показателю всех остальных парламентских партий — 31%.
По словам господина Мамонова, опросы ВЦИОМа показывают, что в качестве промахов ЕР респонденты отмечали пенсионную реформу, коррупцию и неспособность бороться с бедностью. Достижениями же респонденты считают стабильность, материнский капитал, детские пособия, помощь многодетным и мир.
Отрицательной характеристикой ЕР господин Мамонов назвал ее «персональный состав», быстро оговорившись, что речь скорее о «стереотипах». Так, респонденты считают, что в ЕР входят олигархи, чиновники и карьеристы. Основным электоратом партии власти Михаил Мамонов назвал патриотов, бюджетников и пенсионеров.
Директор политического анализа ИНСОМАРа Виктор Потуремский в качестве «позитивных» мотиваций голосования за ЕР отметил авторитет Владимира Путина, системную работу с населением, доминирование ЕР в информационном поле и ее активную помощь населению во время пандемии. В качестве «негативных» — страх перемен, административный ресурс, отсутствие альтернативы и нежелание конфликта с властью. «Это меньшее из зол»,— привел он один из ответов опрошенных.
Управляющий директор по взаимодействию с экспертным сообществом близкого к администрации президента фонда ЭИСИ Фирдус Алиев призвал собравшихся развеять сомнения в возможности ЕР получить конституционное большинство.
«Очевидно: ваши расчеты закрепляют цифру в 300 мандатов плюс»,— обратился он Константину Костину. «После публикации в некоторых СМИ звучит цифра 250. Я считаю, это нижняя граница, цифра высокого сопротивления»,— ответил тот. «У ЕР есть возможность получения конституционного большинства. Получение минимального порога в 250 мест — это обязанность»,— поддержал коллегу эксперт Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.
«Я поддержу прогноз Константина Костина. 250–300 плюс»,— осторожно задал коридор ожиданий Виктор Потуремский и призвал дождаться драматургии кампании следующего года.
По мнению политолога Алексея Макаркина, при инерционном развитии событий «Единая Россия» конституционное большинство получит. Однако он считает, что есть факторы, которые сейчас трудно прогнозировать: пандемия, ее экономические последствия и эффективность вакцинации: «У "Единой России" есть несколько способов повысить свой результат. Один из них — использование авторитета главы государства. Возглавит ли он список? Не уверен, что он до такой степени будет идентифицировать себя с партией». Господин Макаркин также считает, что голоса, отданные за партии, которые не пройдут барьер в 5%, тоже помогут ЕР, поскольку будут перераспределены в ее пользу. Могут помочь партии и инициативы народного характера, «которые должны показать, что ЕР — это не партия бюрократов», полагает он.