Не коронавирусом единым
В период пандемии ковид стал причиной не более половины прироста смертности
По итогам 10 месяцев уровень смертности в России вырос на 9,7% по сравнению с таким же периодом прошлого года, сообщила вчера вице-премьер Татьяна Голикова. Только в 19 регионах причиной повышения показателя стал коронавирус — смертность растет также и от сердечно-сосудистых заболеваний. За активный «ковидный» период — апрель—октябрь этого года — распространение коронавируса может объяснить не более половины превышения числа умерших в стране над показателем 2019 года.
Правительство вчера обнародовало данные об уровне смертности в России за 10 месяцев 2020 года — от всех причин, а также из-за пандемии коронавируса. Статистику Росстата в ходе брифинга представила вице-премьер Татьяна Голикова. За этот период смертность выросла на 9,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как следует из опубликованных после брифинга данных Росстата, если в январе—октябре прошлого года от всех причин умерло 1,51 млн человек, то в этом — 1,661 млн человек. Показатель смертности на 1 тыс. человек, таким образом, увеличился с 12,4 до 13,6.
Комментируя причины прироста, вице-премьер пояснила, что в случае отсутствия COVID-19 как минимум в 19 российских регионах смертность бы не выросла. По ее словам, сейчас фиксируется рост смертности от сердечно-сосудистых заболеваний — они являются лидирующей причиной в структуре смертности в России: «Этот рост обуславливается не только обычным течением сердечно-сосудистого заболевания, но и течением заболевания, обусловленного ранее перенесенным "ковидом", даже в легкой форме». Она сообщила, что власти ожидают дальнейшего роста показателя смертности до конца года, объяснив это как «традиционным повышением показателя в зимнее время года, которое наблюдается по результатам всех статистических данных предыдущих лет», так и продолжающейся эпидемией коронавируса.
Всего за апрель—октябрь умерло 78 247 человек, у которых был найден коронавирус. Из них 37 566 умерли непосредственно от него, еще 8307 человек могли умереть от него, однако выяснение этого требует дополнительных исследований.
В 32 374 случаях умершие скончались от иного заболевания, спровоцированного коронавирусом, или заражение им было диагностировано, но никак не повлияло на наступление смерти. Максимально число умерших от коронавируса за этот период было зафиксировано в октябре — непосредственно от этого заболевания скончалось 13 896 человек, еще в 1711 случаях он негативно повлиял на течение другого заболевания. 6964 человека умерли, имея положительный анализ на коронавирус — но не от него. Всего в октябре умерло 205 456 человек, что на 30,3% больше, чем в октябре 2019 года (157 697 человек).
Заявления вице-премьера о причинах прироста показателя смертности на данный момент являются единственным официальным источником таких данных — Росстат, как уже ранее писал “Ъ”, в этом году не будет публиковать статистику по основным классам факторов смерти населения. Слова Татьяны Голиковой, с одной стороны, еще раз подтверждают точность представленных Росстатом данных о числе умерших в связи с коронавирусом, с другой — указывают на наличие иных проблем в оказании медицинской помощи, не связанных с эпидемией. В 66 регионах РФ смертность выросла не от коронавируса, следовательно, свою роль сыграли иные факторы — и пока, за исключением заявлений вице-премьера, правительство никак их не прокомментировало. Между тем если в апреле—октябре этого года от всех причин скончалось на 168 тыс. человек больше, чем в прошлом году, то в связи с коронавирусом с начала эпидемии (за апрель—октябрь) умерли 54 939 человека, а от иных, пока неназванных причин — почти столько же, 54 771 человек.