Трамвай отбивает все желания
«Мосгортранс» пытается отсудить у водителей 4,5 млн рублей за ущерб в ДТП
ГУП «Мосгортранс» продолжает активно судиться с водителями, по вине которых в ДТП были повреждены трамваи. Предприятие действует нестандартным способом, пытаясь взыскать с автомобилистов утрату товарной стоимости (УТС), рассчитывая ее, исходя из цены нового трамвая 95 млн руб. Общая сумма, которую ГУП хочет взыскать с автомобилистов, составляет 4,5 млн руб. В «Мосгортрансе» “Ъ” заявили, что большая часть исков судами удовлетворяется; там планируют и дальше «отстаивать свои права». В 2021 году в столице появятся новые трамваи стоимостью уже 105–107 млн руб.
О первом разбирательстве ГУП «Мосгортранс» с автомобилистами “Ъ” рассказывал в 2019 году. Москвич Алексей Потемкин попал в ДТП с трамваем, ГИБДД признала его виновником. ОСАГО у господина Потемкина не было, «Мосгортранс» обратился в суд для возмещения ущерба. Ремонт трамвая «Мосгортранс» оценил в 36,6 тыс. руб., утрату товарной стоимости — в 1,4 млн руб. УТС — это упущенная выгода (транспортное средство после ДТП теряет в цене), которую рассчитывают по методике Минюста исходя из стоимости машины. Документ ранее применялся только для автоаварий, «Мосгортранс» теперь использует его для трамваев.
Трамвай «Витязь-М», в который врезался Алексей Потемкин, стоит 95 млн руб.
В 2018 году Останкинский суд удовлетворил требования «Мосгортранса», в 2019 году Мосгорсуд сократил размер УТС до 100 тыс. руб. Методика Минюста не может применяться для аварий с трамваями, следует из решения суда, министерство давало разъяснение в 2019 году. «Мосгортранс» тем не менее решение обжаловал во 2-м кассационном суде, тот вернул дело на новое рассмотрение, в ноябре 2020 года Мосгорсуд вынес новое решение о взыскании с господина Потемкина уже 109 тыс. руб. УТС, адвокаты собираются его обжаловать.
Похожий случай произошел с Юрием Сизовым, по вине которого в ДТП в январе 2019 года также был поврежден трамвай. В октябре 2019 года «Мосгортранс» обратился с иском в Лефортовский суд, оценив ремонт в 44,6 тыс. руб., УТС — в 1,14 млн руб. У Юрия Сизова было ОСАГО, страховая компания выплатила 400 тыс. руб., остальную сумму «Мосгортранс» пытался взыскать в суде.
В декабре 2019 года Лефортовский суд частично удовлетворил требования «Мосгортранса»: господина Сизова обязали заплатить дополнительно 3,4 тыс. руб. за ремонт.
«Мосгортранс» подавал апелляцию и кассацию, но суд также оставил решение в силе.
Есть и решения в пользу ГУП. Измайловский суд Москвы в марте 2020 года обязан виновника ДТП с трамваем Виктора Деревянко выплатить 732,3 тыс. «Мосгортрансу» (159,7 тыс. руб.— ремонт, 972,5 тыс. руб.— УТС, 400 тыс. руб. оплачено по ОСАГО): адвокаты уже обжаловали решение в Мосгорсуде. Два похожих иска будут рассмотрены в Измайловском суде 15 и 16 декабря, рассказали “Ъ” в пресс-службе Мосгорсуда. С одного виновника ДТП «Мосгортранс» собирается взыскать 359,4 тыс. руб. (16,3 тыс. руб.— ремонт, 743 тыс. руб.— УТС, 400 тыс. руб. оплачено по ОСАГО), с другого водителя — 337,5 тыс. руб. (16,3 тыс. руб.— ремонт, 721,2 тыс. руб.— УТС, 400 тыс. руб. оплачено по ОСАГО).
Сейчас в судах рассматривается пять исковых заявлений разных периодов, общая сумма УТС в рамках исков составляет почти 4,5 млн руб., рассказали “Ъ” в пресс-службе «Мосгортранса». В 2020 году в пользу водителей «по делам данной категории» принято одно положительное решение, в пользу предприятия — семь, заявили на предприятии. «Планируем и дальше отстаивать свои имущественные права в судах,— говорят в "Мосгортрансе".— 96% ДТП с участием трамваев происходит из-за нарушений ПДД другими участниками движения».
Автомобилисты были бы избавлены от необходимости судиться, если бы мэрия закупала трамваи дешевле, отмечает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, тогда все убытки покрывались бы ОСАГО (лимит — 400 тыс. руб.).
Стоимость трамвая, которую указывает «Мосгортранс» в исках (она кладется в основу расчета УТС), бралась из госконтракта, который ГУП заключил в 2016 году с ОАО «Метровагонмаш»: компания обязалась за 56,2 млрд руб. поставить 300 трамваев типа «Витязь-М» в течение трех лет и обслуживать их в течение 30 лет. В октябре 2020 года «Мосгортранс» заключил два новых контракта: на 11 млрд руб. с ООО «Торговый дом СТМ» (входит в группу «Синара») на поставку 90 односекционных трамваев (стоимостью 51,4 млн руб. каждый, цена указана в документации) и на 22,1 млрд руб. с «ПК Транспортные системы» на поставку 40 односекционных трамваев типа «Львенок» (51,7 млн руб. каждый) и 70 трехсекционных трамваев «Витязь-М» (105–107 млн руб. каждый). «Мы не останавливаемся, скоро все трамваи в нашем городе будут тихими, быстрыми и современными»,— говорят в дептрансе, рассказывая про новый подвижной состав.
Нельзя исключать, что экспертиза «Мосгортранса» при оценке УТС будет использовать уже новую цену трамваев, предполагает представитель Алексея Потемкина Дмитрий Иванов. «Это полный бред. Не существует в природе вторичного рынка трамваев. Город их закупает, но никуда не продает, а значит, не может быть никакой утраты товарной стоимости в принципе»,— заявил он “Ъ”.