«Мы приоритизировали информацию Минздрава»
Вице-президент Google Меир Бранд о работе в пандемию
Холдинг Alphabet, куда входит Google, во втором квартале впервые в истории снизил выручку на 2% год к году, но уже по итогам третьего оказался в числе выигравших от пандемии с ростом на 14%. О тенденциях этого года “Ъ” рассказал вице-президент Google на развивающихся рынках EMEA Меир Бранд.
— Как пандемия отразилась на финансовых результатах Google, в частности, в вашем регионе?
— Второй квартал был сложным для многих компаний из-за грянувшей пандемии. Когда она ударяет по всем, она ударяет и по Google. В третьем квартале начался разворот в сторону роста. Google развивается, когда развиваются бизнесы наших клиентов,— они тратят больше на наши услуги, соответственно, мы получаем большую прибыль. Индустрии, которые демонстрируют рост,— это, конечно, онлайн-торговля и технологии, которые позволяют работать из дома. Мы также наблюдали рост игровой индустрии в России: когда люди проводили больше времени дома, они больше играли.
— У Google много продуктов, которые не представлены в России, например новостной сервис Google News Showcase. Интересен ли российский рынок в плане медиа и контента?
— Сейчас мне нечего сказать по поводу Google News Showcase, но могу ответить об интересе к рынку. В России мы видим прекрасную тенденцию, как создатели контента и медиа переходят от локального уровня к общенациональному, а многие — от общенационального к мировому. На YouTube-каналы российских СМИ, таких как НТВ или ВГТРК, подписаны миллионы людей. Эти медиа используют YouTube, чтобы охватить аудиторию со всего мира.
— В России много говорят о проблеме fake news. Какие инструменты вы используете для борьбы с ними?
— Проблема fake news не нова, она глобальная. Мы боремся с ее аспектами в трех направлениях. Первое — это ранжирование сайтов в поисковой выдаче и понижение позиций ресурсов, которые предоставляют недостоверную информацию. Второе — сотрудничество с организациями, которые занимаются фактчекингом. И третье направление — фидбэк пользователей с помощью кнопки обратной связи.
Во время пандемии проблема стала еще актуальнее. Мы инвестировали более $6 млн в организации, которые занимаются фактчекингом. Более того, мы приоритизируем информацию из официальных источников, заслуживающих доверие. Например, для российских пользователей мы приоритизировали информацию о COVID-19, предоставленную Минздравом, как в поиске, так и на YouTube.
— Как оцениваете влияние закона о «суверенном интернете» в России и угрозу штрафов за неудаление контента?
— Мы международная компания, представленная более чем в 100 странах, у каждой свои нормативные особенности. Мы уважаем местную культуру и законы, поэтому адаптируемся.
— Разработчики мобильных приложений начали борьбу с высокими комиссиями Apple и Google. Какова ваша позиция? Есть ли возможность компромисса?
— Комиссии позволяют развивать платформу Google Play и инвестировать в нее, что в конечном итоге помогает разработчикам заработать больше. Я видел множество российских компаний, которым удалось масштабировать бизнес на международном уровне, в том числе благодаря Google Play. Один из моих любимых примеров — Mytona. Это игровая студия из Якутска, в которой около 1 тыс. сотрудников в России, Сингапуре и Новой Зеландии. Есть и государственные приложения, которые функционируют благодаря Google Play. Они распространяются на нашей платформе бесплатно.
— Как Google участвует в борьбе с вирусом и его последствиями?
— Когда началась пандемия, мы стали помогать бизнесу, в том числе обеспечивая информацией о COVID-19. Также приняли решение выделить более $10 млн в виде рекламных кредитов и грантов на поддержку малого и среднего предпринимательства, а также госучреждений в сфере здравоохранения в России.
Есть три направления. Первое — это запуск специализированных программ. Например, Google взяла на себя обязательство до конца 2022 года помочь 1 млн пользователей и компаний в России осваивать цифровые технологии. Второе — помощь через продукты и сервисы. Совсем недавно мы открыли возможность бесплатно размещать информацию о товарах на вкладке «Покупки» в поиске. Третье — помощь через партнерства. Наши партнеры — Минэкономики и Агентство стратегических инициатив (АСИ). Мы являемся давним партнером Сбербанка, сотрудничаем с правительством Москвы. Кроме того, в конце ноября анонсировали грант в размере $200 тыс. фонду «Инносоциум», который совместно с АСИ реализует программу «Бизнес-наставники».