В своих стенах
Елена Кананыкина об интерьерах и дизайне
2020-й бросил вызов профессионалам всех индустрий, и дизайнеры интерьера внезапно оказались на передовой. Именно на их плечи легла задача полностью переосмыслить наш быт в горящие сроки, адаптируя его к требованиям непростого времени.
Адаптироваться пришлось и самой индустрии. Ведущие выставки и фестивали дизайна, в том числе крупнейший Salone del Mobile 2020, были отменены, но часть все-таки прошла, хоть и в усеченном формате, онлайн. Дизайнеры были лишены возможности открытого обмена мнениями, столь важного для творческого процесса. Фактически они творили «взаперти», будучи ограниченными стенами своих студий, прислушиваясь только к интуиции и оперативно реагируя на социальные запросы. Многие убежищем выбрали собственный дом, в результате чего появилось множество креативных идей по обустройству полноценного домашнего рабочего места и даже целого офиса в квартире.
Профессионалы поделились на две группы: одни взяли паузу, ориентируясь на постковидную реальность, свободную от ограничений, другие тут же стали придумывать, как вписаться в новые условия, не теряя всех очевидных преимуществ социализации, разрабатывая всевозможные приспособления, обеспечивающие соблюдение социальной дистанции без ущерба здоровью и, главное, живому общению. Так, итальянский дизайнер Маттео Чибич разработал серию ширм COV из анодированного алюминия и плексигласа для FusinaLab. Ширмы уже запущены в производство, их предлагается использовать в кафе, салонах красоты и офисах. «Никогда бы не подумал, что ширмы станут инструментом социального дистанцирования»,— говорит Чибич, который и до пандемии обожал этот предмет декора, хоть и использовал его для красоты, а не для профилактики. Французский дизайнер Кристоф Гернигон предложил решать ту же проблему в общественных заведениях с помощью индивидуальных невесомых куполов из плексигласа, которые, будучи подвешенными к потолку, в прямом смысле накрывают каждого гостя. Египетский архитектор Мохамед Радван предложил концепт офисной единицы Q. workntine — шестигранный бокс с прозрачной дверью, которая открывается и закрывается бесконтактным способом, с окном верхнего света и вентиляцией с очисткой воздуха. Получается персональный мини-кабинет или офис в капсуле, как в фантастических фильмах.
Не остались в стороне и ландшафтные дизайнеры. Одним из самых ярких и обсуждаемых проектов стал парк-лабиринт Parc de la Distance австрийской студии Precht. Дизайнеры отреагировали на едва ли не самый болезненный в период карантина запрет — закрытие парков и прогулочных зон. Бюро разработало концепт ландшафта, похожий на закрученный спиралью лабиринт с множеством дорожек, разделенных живыми изгородями шириной 90 см: посетители парка видят друг друга, оставаясь на безопасном расстоянии.
Еще одним вызовом для дизайнеров стали салоны самолетов — как обеспечить безопасность во время перелетов? Пока авиакомпании ограничиваются лишь масками, британская студия Factory Design разработала перегородки из прозрачного термопластика, которые можно устанавливать между сиденьями. Предлагается использовать по два сиденья в ряду из трех, а между ними размещать защитный экран. Если летит семья — перегородку можно сместить на крайнее сиденье. Станут ли все эти идеи частью нашей новой повседневной жизни или так и останутся на бумаге и в формате 3D-проектов — покажет время.
Критическая ситуация в мире в очередной раз заставила каждого задуматься об экологии и использовании переработанных материалов. Ресайклинг, казавшийся раньше лишь модным трендом, стал жизненно необходимой инициативой. При этом ставки выросли — к мебели из вторсырья предъявляются более высокие требования: сегодня она претендует на сегмент люкс. Итальянский дизайнер Винченцо Де Котис выпустил коллекцию Crossing Over из переработанного стекловолокна, каждый элемент которой может по праву называться арт-объектом и быть выставленным наряду с предметами искусства. Британский дуэт Эдвард Барбер и Джей Осгерби в сотрудничестве со швейцарской компанией Vitra разработали стул из переработанных бытовых отходов Tin Top RE. Для большей прочности в переработанный пластик добавляется небольшое количество стекловолокна. Цвет изделия оставили нетронутым — это естественный оттенок материала без добавления пигментов, а цветные крупицы, оставшиеся в процессе переработки, придают поверхности большую глубину. Кстати, сам стул также подлежит стопроцентной вторичной переработке по истечении срока службы.
Трудные времена не стали поводом прекратить радоваться жизни — нашлось место и праздникам. Так, ведущие бренды отметили свои круглые даты юбилейными коллекциями и звездными коллаборациями. Мода на онлайн-формат позволила увеличить охват заинтересованных участников и зрителей — виртуальные конференц-аудитории позволяют вместить куда больше посетителей. Французская мануфактура Christofle отпраздновала 190-летие, успев запустить не только обновленные версии знаковых моделей, но и линию Royal Chef, позволяющую готовить любимые ресторанные блюда дома. При создании коллекции Christofle консультировались с популярным французским шеф-поваром и обладателем звезды Мишлен Жаном Имбером. Он одним из первых оценил лезвия разделочных ножей из нержавеющей стали с эргономичной рукояткой из цельного дуба с серебряной вставкой, гравированной логотипом бренда. Baccarat отметились впечатляющим совместным проектом с Вирджилом Абло, выпустив коллекцию хрустальных стаканов и ваз Crystal Clear с вертикальной гравировкой серией в 400 экземпляров (в Москву приехали 100). Еще одна предновогодняя премьера — коллекция декоративных предметов для интерьера от Cartier. В ней есть и фарфоровые мелочницы, и карандаши с блокнотами, и брелоки. Hermes в этом году значительно расширил свою интерьерную линейку, в очередной раз по-новому интерпретируя символы модного дома в самых разных предметах декора: шкатулки, украшенные кожаной мозаикой на жокейскую тему, кашемировые пледы с принтами, приставные столики с фарфоровыми столешницами-подносами в геометрических орнаментах Джанпаоло Паньи, Анн Руссель и Анри д’Ориньи. В общем, дефицита в выборе подарков точно не будет.