Умар Кремлев начал олимпийский бой
В качестве нового президента AIBA ему предстоит добиваться восстановления полноценного статуса федерации
Третьим представителем России, возглавившим международную федерацию, которая контролирует олимпийский вид спорта, стал Умар Кремлев. Господин Кремлев победил на выборах президента Международной ассоциации бокса (AIBA) — одной из самый крупных и одной из самых проблемных спортивных структур. AIBA только что пережила глубочайший административный и финансовый кризис, а в прошлом году была лишена признания Международного олимпийского комитета (МОК).
В субботу, 12 декабря, Международная ассоциация бокса провела в онлайн-формате выборы президента. Они были очень конкурентными. На пост, помимо генерального секретаря Федерации бокса России и вице-президента Европейской конфедерации бокса Умара Кремлева, претендовали четверо:
- Анас эль-Отаиба (ОАЭ),
- Сулейман Микаилов (Азербайджан),
- Борис ван дер Форст (Нидерланды),
- исполнявший президентские обязанности Мохамед Мустахсан (Марокко).
38-летний господин Кремлев, который сделал стремительную карьеру в спортивной политике, войдя в число функционеров-тяжеловесов лишь около трех лет назад, одержал уверенную победу, набрав в финальном раунде 86 голосов против 45 у господина ван дер Форста и 19 у господина Мустахсана. Он стал лишь третьим россиянином, возглавившим крупную федерацию по олимпийскому виду спорта, после Алишера Усманова (Международная федерация фехтования — FIE) и Владимира Лисина (Международная федерация стрелкового спорта — ISSF).
Правда, в последнее время та федерация, в которой президентская должность досталась Умару Кремлеву, явялется едва ли не самой неблагополучной.
Кризис в AIBA начался еще в 2017 году, когда исполком федерации выразил вотум недоверия ее президенту У Цзинго. Организацию возглавил представитель Узбекистана Гафур Рахимов. Он был избран, несмотря на призывы МОК воздержаться от выдвижения функционера, находящегося в санкционном списке Минфина США якобы из-за причастности к криминальным группировкам. В результате головная спортивная структура заблокировала все процедуры, необходимые для проведения боксерского турнира на Олимпиаде в Токио и ограничила контакты с федерацией, а ее попытки погасить конфликт, в том числе отставкой Гафура Рахимова, к налаживанию отношений не привели.
Одновременно с административным кризисом в AIBA развивался и кризис финансовый.
Insidethegames оценивает сегодняшний объем ее долгов приблизительно в $20 млн. В итоге МОК в июне 2019 года применил к федерации наиболее суровую из санкций, имеющихся в его распоряжении,— лишение признания.
На практике оно означало отстранение AIBA от проведения всех мероприятий, связанных с Олимпиадой в Токио, перенесенной на 2021 год, включая квалификационные и основной олимпийский турниры, а также от получения полагающихся выплат из поступлений по ее итогам. Возвращение признания было увязано с проведением реформ, направленных на улучшение администрирования и коммерческой деятельности.
На будущих реформах был сделан акцент в предвыборной программе Умара Кремлева под названием Make AIBA Great Again. Наиболее резонансным в ней был пункт, обещающий привлечение в обнищавшую федерацию инвестиций в размере $50 млн за два года в качестве «минимума, который потребуется для того, чтобы началось развитие AIBA» и превращение ее в «самую чистую и прозрачную боксерскую федерацию».
Выступая на субботнем конгрессе AIBA, Умар Кремлев повторил это обещание, заявив, что долговые обязательства AIBA собирается погасить в первые шесть месяцев на президентском посту, а как одну из приоритетных, естественно, обозначил задачу по возвращению федерации полноценного статуса. Впрочем, говоря о ней, господин Кремлев честно предупредил, что «дорога к восстановлению» и «возращению AIBA доверия» «не будет легкой», а чтобы ее пройти, всему боксерскому сообществу придется «вести бой» как с финансовыми трудностями, так и другими многочисленными проблемами: «некомпетентностью, коррупцией, допингом, плохими условиями для тренировок».