«В городе постепенно складывается цивилизованный диалог предпринимательского сообщества и власти»

Экспертное мнение

Катализатором изменений в структурах, оказывающих поддержку малому и среднему предпринимательству (МСП), стала пандемия, нанесшая наибольший урон именно этим субъектам. Появились новые форматы взаимодействия, а некоторым понадобилась не только юридическая и финансовая, но и психологическая помощь, рассказывает руководитель петербургского центра «Мой бизнес» Елена Церетели.

Фото: Евгений Шемшуренко

BUSINESS GUIDE: Елена Отарьевна, вы одновременно представляете интересы государства и бизнеса, как оцениваете уровень их взаимодействия?

ЕЛЕНА ЦЕРЕТЕЛИ: Как председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга я бы сказала, что мы скорее являемся общественным посредником между бизнесом и властью. И за время существования совета — а это более десяти лет — мы превратили его в реально работающий механизм. Сегодня он объединяет более 80 отраслевых бизнес-ассоциаций, имеет подразделения во всех 18 районах города. Консультанты ежедневно ведут прием жалоб и обращений по поводу действий государственных органов, что позволяет своевременно получать информацию о проблемах предпринимательства. Фонд развития субъектов МСП является юридическим лицом совета, центр «Мой бизнес» объединяет и координирует все инструменты поддержки. Мы лидируем по количеству реализованных предложений бизнес-сообщества. Практически ни один нормативный акт, который регулирует деятельность бизнеса, не выходит без нашей экспертной оценки. Я горжусь тем, что мы оказались нужны и востребованы. В целом в городе постепенно складывается цивилизованный диалог предпринимательского сообщества и власти. И пандемия этому, как ни странно, поспособствовала.

BG: Каким образом?

Е. Ц.: Если раньше государство по отношению к бизнесу вело скорее фискальную политику, то сейчас со стороны власти, наоборот, очень многое делается для поддержки предпринимателей. В «острый» период взаимодействие с органами власти происходило очень эффективно. Реакция на все наши письма и запросы была максимально оперативной.

BG: Многим вашим подопечным пришлось ограничить или даже вовсе свернуть свою деятельность, а как переживали кризис вы?

Е. Ц.: Мы не сокращали свою деятельность, даже наоборот — в сложившейся непростой ситуации пришлось искать непривычные решения, активно использовать цифровые ресурсы и внедрять новые форматы. Я согласна с мнением, что кризисы — это не только стрессы, но и возможность начать что-то новое. Как только стало понятно, что нам придется работать в дистанционном формате, я предложила коллегам создать чат «В помощь бизнесу», где юристы совета отвечают на вопросы предпринимателей. Всего на 16 ноября 2020 года (дата беседы.— BG) к нам поступило почти 9 тыс. обращений. Большинство звонило на горячую линию (более 6,5 тыс. человек), чуть более 300 писем пришло по электронной почте на адрес центра «Мой бизнес» и около 2 тыс. обращений принято в чате «Помощь бизнесу». Наши консультанты обработали более 1,2 тыс. обращений, 580 предпринимателей посредством чата информированы по вопросам мер государственной поддержки МСП, а также запрета или разрешения продолжения деятельности в период карантина. Кроме деловых советов, предприниматели получали психологическую и эмоциональную поддержку. Специалисты транслировали людям: об их проблемах знают, их слышат, их ожидания так или иначе будут реализованы.

BG: Психологическая помощь — хорошо, но нужна и реальная…

Е. Ц.: По обращениям, имеющим отношение к законодательству, мы формировали запросы в исполнительные органы государственной власти регионального и федерального уровней. Мы также учитывали запросы предпринимателей, участвуя в разработке антикризисных предложений и формировании пакетов мер государственной поддержки. Это касается, например, рассрочки арендных платежей, отсрочки контрольно-надзорных мероприятий, изменения порядка расчетов страховых взносов, введения целого ряда налоговых льгот — и не только в отношении наиболее пострадавших от пандемии предприятий, но и для тех, кто ведет свою деятельность в других отраслях.

BG: Какие меры господдержки оказались самыми востребованными?

Е. Ц.: Если говорить о финансовых, то, конечно, кредиты на зарплату. Без этого было бы невозможно сохранить рабочие места на предприятиях МСП и, как следствие, сами предприятия. Город принял очень серьезное решение: провести докапитализацию Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса на сумму в 2 млрд рублей, чтобы максимальное количество предпринимателей могли получить льготные займы по ставке от 1 до 3%. На сегодняшний день большая часть средств уже потрачена, до конца года предполагается израсходовать на эти цели все 100% средств. Одновременно с кредитами компании МСП могут получить субсидии на развитие бизнеса при условии сохранения численности сотрудников не менее 90%.

BG: Чтобы возвращать заемные средства, бизнес должен зарабатывать, а во время карантина у многих такой возможности не было.

Е. Ц.: И в нашем чате «Помощь бизнесу» многие предприниматели на это обращали внимание. Поэтому у нас родилась идея создания маркетплейса bizhelp.pro, где МСП и ИП могли бы бесплатно продвигать свои товары и услуги и размещать объявления о купле-продаже. Ресурс оказался востребованным: сегодня на площадке зарегистрировано более 150 субъектов МСП, представлено около 1 тыс. товаров, в сутки его посещают 70–80 пользователей, которые просматривают восемь-девять объявлений. Пока это только петербургская площадка, но, думаю, когда число товарных позиций превысит 2 тыс., можно будет выходить на всероссийский уровень.

BG: Онлайн-площадки для многих во время пандемии стали фактически единственной возможностью для реализации продукции.

Е. Ц.: И не только! Для обучения, обмена опытом, профессионального общения — тоже. Например, очные семинары сменились отраслевыми вебинарами. А вебинары по туризму вдохновили нас на проведение делового туристического форума «Северная Пальмира» — он прошел в октябре в онлайн-формате, и его посетило более 2 тыс. предпринимателей, деятельность которых связана с индустрией туризма и гостеприимства.

Форум субъектов малого и среднего предпринимательства — наше главное ежегодное деловое событие — в этом году тоже перенесен в онлайн. Из-за этого его продолжительность увеличилась в два раза, с двух до четырех дней. В два дня трансляций все мероприятия было не уложить, а там много интересного — и обсуждение острых проблем, и обмен опытом, и презентации успешных бизнес-кейсов. Два потока вещания посвятили мероприятиям отраслевой направленности, а третий отдали первому «Молодежному форуму», который призван повысить интерес к предпринимательской деятельности у старшеклассников и студентов.

BG: То есть «Мой бизнес» окончательно перешел в онлайн-формат?

Е. Ц.: Ну почему же? Буквально недавно, в ноябре, у нас на Маяковского, 42, открылся МФЦ для предпринимателей — представителей малых и средних компаний, ИП и самозанятых, а также новичков, только мечтающих о своем бизнесе. Для нас это стало важным событием. Дело в том, что в этом же здании, этажом выше, находятся четыре наших структуры, созданные в рамках реализации нацпроекта по поддержке предпринимательства: центры инноваций социальной сферы, народно-художественных промыслов и ремесленной деятельности, молодежного инновационного творчества, сертификации, стандартизации и испытаний. А по соседству находится наш Дом предпринимателя, а значит, и Общественный совет по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга. Так что теперь еще больше возможностей для бизнеса сосредоточено в одном месте.

Беседовала Вероника Зубанова

Вся лента