Россияне открыли холодильники
Продажи крупной бытовой техники выросли на 22%
Продажи крупной бытовой техники в России в этом году стали рекордными за последние шесть лет. С января по октябрь россияне потратили на холодильники, стиральные машины, вытяжки, духовые шкафы и плиты 238 млрд руб., что на 22% больше, чем за тот же период 2019 года. Из-за пандемии потребители отказались от других трат, а социальные выплаты на детей стимулировали давно откладываемые покупки, объясняют участники рынка.
Спрос на холодильники, морозильные камеры, стиральные и посудомоечные машины, вытяжки, духовые шкафы, плиты и встраиваемые варочные поверхности в России за десять месяцев 2020 года оказался максимальным с 2015 года и составил 11 млн штук на общую сумму 238 млрд руб., оценили для “Ъ” в группе «М.Видео—Эльдорадо». За этот период реализация такой техники в стране выросла на 17% в штуках и на 22% в деньгах. Пик продаж, по оценкам ритейлера, пришелся на март после ослабления курса рубля, а также на период с июня по октябрь.
Самой востребованным видом техники для дома по количеству проданных единиц остаются стиральные машины. Их продажи увеличились на 20% в деньгах, до 65,3 млрд руб., отметили в «М.Видео—Эльдорадо». Покупатели стали выбирать более функциональные модели из верхних ценовых сегментов, от 25 тыс. руб., что повлияло на рост среднего чека на 5%, до 22,5 тыс. руб. Продажи посудомоечных машин увеличились на 30%, а самым крупным сегментом стали холодильники, спрос на которые вырос на 26%, до 79 млрд руб. Спрос снизился только на их бюджетные модели, которые занимают около 30% всех продаж. Около 50% прибавили продажи морозильных камер.
Рост спроса на крупную бытовую технику в «М.Видео—Эльдорадо» связывают с тем, что россияне стали больше времени проводить дома, и техника, которая делает жизнь комфортнее, стала товаром первой необходимости.
«Кроме того, можно говорить о перераспределении части трат, запланированных на отпуск и другие развлечения вне дома, на товары длительного пользования»,— отметил коммерческий директор группы Олег Муравьев.
«Россияне, оказавшись в условиях ограничения передвижения, увеличивали запасы продуктов питания и больше времени уделяли домашним делам, что стимулировало увеличение потребности в крупной бытовой технике и в частности холодильников и морозильных камер»,— объясняет руководитель закупок крупной бытовой техники «Ситилинк» Олег Щептев. В этой сети ее продажи выросли на 35% по отношению к прошлому году. Продажи морозильных камер и посудомоечных машин увеличились в четыре раза в штуках, а холодильников и стиральных машин — почти втрое. Еще больший рост продаж, по его словам, ожидается до конца года за счет спроса в новогодние праздники. «Спрос на крупную бытовую технику в ближайшие полгода сохранится, особенно популярной будет встраиваемая техника»,— заключает Олег Щептев.
Компания Candy выполнила годовой план продаж уже к началу ноября, рассказал ее гендиректор в России Глеб Мишин.
Спрос, по его словам, превысил ожидания; в категории стиральных машин продажи год к году выросли на 25% и даже превысили производственные возможности. «Повышенный спрос был простимулирован социальными выплатами от государства семьям с детьми — они смогли сразу сделать покупки, которые раньше откладывали»,— считает господин Мишин. По его мнению, это в большей степени позволило поддержать отечественных производителей. «Импортеры оказались в сложной ситуации, поскольку стоимость доставки из Китая, например, выросла в декабре с $2 тыс. до $9 тыс. из-за нехватки контейнеров»,— рассказал он. Дальнейший спрос на такую технику будет зависеть от ограничений, связанных с пандемией, полагает Глеб Мишин: «Если они ослабнут, люди могут переключиться на другие траты». В то же время из-за инфляции высока вероятность роста цен в следующем году, предупреждает он.