Учителей переназовут наставниками

Минпросвещения готовится ввести новую систему квалификационных категорий

Министерство просвещения отчиталось, что каждый третий педагог в России готов к анонсированной ведомством реформе системы аттестации учителей. Речь идет о введении новых категории: учитель-методист и учитель-наставник. Предполагается, что статус отразится на уровне зарплаты, хотя в образовательном ведомстве не уточняют, как именно. В беседе с “Ъ” представители профессионального сообщества назвали меры «периферийными» и не отвечающими реальным запросам учителей.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

К сентябрю 2021 года Минпросвещения планирует реформировать систему аттестации учителей. Сейчас есть три профессиональные ступени: начинающий учитель, учитель первой категории и учитель высшей категории. Первая и высшая категории присваиваются решением аттестационной комиссии. Статус не предполагает дополнительные обязанности, присваивается на пять лет (по истечении этого срока учителю нужно пройти повторную аттестацию) и влияет на уровень зарплаты. Впрочем, разница получается незначительная — больше базового оклада на 10% и 15% соответственно. Всего в стране 1,3 млн учителей; по данным профсоюза «Учитель», примерно 50% из них — педагоги первой категории, 20% — высшей.

Теперь Минпросвещения предлагает ввести новую цепочку: учитель, учитель-методист и учитель-наставник.

По мнению чиновников, это расширит «возможности карьерного роста для учителей-предметников», будет способствовать «развитию инструментов наставничества» в педагогической среде, а также «повысит престиж профессии». Предполагается, что статус отразится на уровне зарплаты, но как именно — в ведомстве не уточняют. Ранее Минпросвещения представило результаты опроса, проведенного «в социальных медиа, включая сообщества для педагогов в социальных сетях». «Свыше трети опрошенных выразили готовность уже сейчас сделать все необходимые шаги, чтобы подтвердить соответствующую квалификацию»,— отчитались в ведомстве. Но сколько учителей приняли участие в исследовании — не сообщается.

Вопрос изменения карьерной траектории школьных педагогов поднимала еще прошлый министр просвещения Ольга Васильева (занимала должность с мая 2018 по январь 2020 года). В 2018 году она говорила, что в России по поручению президента будет создана Национальная система учительского роста. Предполагалось, что карьера педагога пойдет не только по горизонтали (учитель—завуч—директор), но и по вертикали. Министр объясняла, что «старший учитель», он же методист, будет координировать работу других педагогов, методически ее сопровождать и «разрабатывать индивидуальные образовательные траектории с учетом особенностей учеников». А «ведущий учитель» — помогать молодым педагогам «войти в профессию». При этом предполагалось, что «методист» и «наставник» станут новыми должностями, на которые можно рассчитывать после пяти и десяти лет работы соответственно, имея первую или высшую и высшую категории.

Такая модель аттестации должна была заработать уже в 2020 году, однако потом глава ведомства сменился.

В начале декабря в министерстве заявили, что все еще «ведут активную подготовку нормативной базы для внедрения новых квалификационных категорий».

В пресс-службе Минпросвещения рассказали “Ъ”, что реформа будет отличаться от той, о которой ранее говорила госпожа Васильева. Планируется, что первая и высшая квалификационные категории объединятся в одну — «учитель», к которой добавятся еще две: «учитель-наставник» и «учитель-методист». Функции наставников и методистов не изменятся, однако от понятия «должность» в ведомстве отказались. Теперь речь идет о «категориях».

Поэтому, считает сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий, нововведения ничего принципиально не меняют. Более того, профсоюз «относится негативно» и к существующей системе категорий, и к идее учительских категорий в целом. «Вся система оценивания сейчас чрезвычайно формальна, субъективна. Она никак не связана с реальным профессиональным мастерством учителя,— уверен господин Луховицкий.— Если и аттестовывать учителей, то критерии должно разработать само педагогическое сообщество». Он обращает внимание, что присвоение статусов планируют связать с повышением зарплаты. При нынешней системе, когда деньги берут из фонда оплаты труда школы, считает господин Луховицкий, у одних учителей «буду забирать, чтобы дать другим», а это усугубит «несправедливость нынешней оплаты труда учителей». «Идея для школы чрезвычайно опасная, потому что эффективная работа школы — это работа коллектива. Каким образом коллектив может формироваться, если друг с другом учителя дерутся за копеечку?» — возмущен профсоюзный лидер.

Он также опасается, что вместе с новыми категориями у учителей появятся и новые обязанности. Например, учителю-методисту придется готовить больше отчетов.

Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский назвал готовящиеся нововведения важными, но периферийными: «Мы сейчас переживаем кризисную ситуацию. И учительское, и родительское, и ученическое сообщества крайне напряжены — из-за дистанта, из-за неопределенности. На этом фоне подобные предложения не то, чего ожидают от ведомства».

Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко видит в инициативе и плюсы, и минусы. Новая система квалификаций предлагает учителям независимую оценку труда и «признание коллег», говорит он. С другой стороны, если категории будут «пожизненными», есть вероятность, что педагоги достигнут «карьерного потолка» и остановятся на этом. «Новая система может стать стимулом расслабиться и ничего не делать, заслужив статусные погоны,— сказал “Ъ” господин Реморенко.— Но, чтобы делать выводы, нужно дождаться проекта документа».

Наталья Костарнова

Вся лента