Дистанцировалась, но выжила
Евгения Милова о светской жизни
На прошлой неделе вечеринки прошли просто потому, что невозможно уже было их не провести. Организаторы придумывали, как им уложить свой праздник в приличный гребню второй волны масштаб. И, надо отметить, справлялись.
Неделя началась в галерее Ruarts Марианны Сардаровой. Вопреки крушению планов открыть в этом году здание фонда современного искусства Ruarts, госпожа Сардарова приняла решение хотя бы просто отпраздновать 16-летие галереи. Пусть даже без традиционно сопутствовавшего вернисажа, то есть совсем по-свойски. Как это бывает на подобных собраниях, Марианна Сардарова сама встала за барную стойку (впрочем, профессиональные бармены и официанты ей все же ассистировали). За бокалом шампанского, пирожными или гречишными блинчиками с черной икрой подходили Ирина Хакамада, Ирада Зейналова, Ирина Вольская и Давид Давидович, Виктория и Антон Борисевич, Валерия Роднянская. Самые бойкие гости — например, Андрей Малахов или Вероника Боровик-Хильчевская — появлялись и с другой стороны барной стойки, общаясь с хозяйкой вечера. Тем временем арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов потихоньку показывала гостям выставку Дмитрия Аске (открылась накануне закрытия музеев). Попутно она рассказывала, что уже построенный шестиэтажный фонд справедливо заслуживает открытия по-настоящему широкого, с большим посольством зарубежных арт-деятелей и журналистов, поэтому открываться сейчас, хотя все уже готово, фонд все же не будет. Тут вынесли зеленый шоколадный с глазурью шар, который госпожа Сардарова разбила молоточком. Внутри оказался торт и фигурка самой владелицы галереи и фонда — весьма победительного вида, за что все и выпили. В общем, тут, в закрытой галерее, действительно соблюдался принцип приватности.
Вечер владелицы шоурума «Лилу» Оксаны Бондаренко прошел, напротив, на площадках, официально открытых для практически бесконтрольного посещения. Сначала возвращение в Россию бренда The Kooples отмечали в торговом центре «Авиапарк», где открылся их бутик. А после продолжили ужином в одном из залов Remy Kitchen Bakery. Здесь были всякие модники, включая взошедшую в этом году светскую звезду Москвы Наташу Максимову — девушку с обложки Tatler и героиню пронзительного интервью из цикла «Осторожно, Собчак!».
Буквально парой дней позже это YouTube-шоу получило награду «Сделано в России» журнала «Сноб» в номинации «Новые медиа». Традиционно отличающаяся ярким концептом церемония в постановке Саввы Савельева в этом году проходила строго онлайн: в виде культурной мессы она транслировалась из англиканского собора Святого Андрея. С церковной кафедры звучали монологи в исполнении Юрия Борисова, Марии Шалаевой, Чулпан Хаматовой, Владимира Познера, Сергея Николаевича. Через них зрители услышали обращения от Михаила Жванецкого, патриарха Алексия II, папы Иоанна Павла II, Далай-ламы XIV и женщины, потерявшей в аварии на Чернобыльской АЭС мужа и нерожденного младенца. Признаться, на фоне этих слов распределение наград как-то померкло.
Среди победителей были проект «Ночлежка», группа «Дайте танк (!)», Александр Макеев с книгой «Сиблаг НКВД. Последние письма пастора Вагнера. Личный опыт поиска репрессированных», Игорь Решетов и Виктор Лощенов, награжденные за новый метод диагностики и лечения предраковых состояний шейки матки. В общем, это было не очень попсово, но хорошо.
На онлайн и офлайн разделила себя церемония вручения премии «Большая книга» (о распределении наград читайте в “Ъ” от 12 декабря). Причем можно было получить ссылку на трансляцию и вообще никуда не ходить, а можно было и прийти в Электротеатр, где впервые за 15 лет существования проходила церемония… и все же остаться смотреть трансляцию в фойе театра. Правда, с утешительным фуршетом.
Организаторы приняли непростое для театрального зала решение соблюсти все нормы социального дистанцирования. Поэтому там поместились только претенденты на главные награды, несколько журналистов, члены Российского книжного союза Сергей Степашин, Олег Новиков, Сергей Шаргунов и Владимир Григорьев, а также глава только что расформированного Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский. Надо сказать, на день церемонии пришелся также день рождения бывшего заместителя господина Сеславинского Владимира Григорьева, так что вечер в этот раз стал, скорее, их бенефисом.
Для того чтобы на должном уровне похвалить господ Сеславинского и Григорьева за проделанную работу, из боковой двери появился глава СВР Сергей Нарышкин.
«Каждый в этом зале скажет, что Роспечать была, да и остается верным наставником и даже другом»,— сказал господин Нарышкин. В конце речи он предложил всем собравшимся аплодисментами поблагодарить господина Сеславинского за труд на благо России. «Та миссия, которую мы выполняли с 2004 года,— мы всегда знали с кем и для чего мы работаем. Та жизнь, которой мы жили на Страстном бульваре,— для меня это, наверное, самый счастливый отрезок жизни,— в ответном слове господин Сеславинский был немного (но ненадолго) сентиментален.— Наша миссия как федерального агентства завершается. Но не завершается государственная поддержка книгоиздания, литературы и книгораспространения. Когда вышел указ президента о реструктуризации федеральной системы органов исполнительной власти, я такую огромную поддержку получил в своей ленте в Facebook, что я понял, что мы все уже там, в цифровом мире. Да и церемония наша сегодня проходит частично онлайн». Господину Григорьеву по случаю дня рождения господин Нарышкин вручил статуэтку в виде блестящей совы — почти как у знатоков из «Что? Где? Когда?».
Когда подсчитали наконец голоса академиков премии, получать награду за роман «Бывшая Ленина» вышел наш коллега по “Ъ” Шамиль Идиатуллин. Кроме благодарностей он заговорил с собравшимися о деле Ивана Сафронова. Правда, главы СВР, которого эта тема могла особо заинтересовать, в зале уже не было.