Курс на диверсификацию

Промышленные поставки столичных компаний выросли на 44,8%

На фоне низкой международной торговой активности в период пандемии московским компаниям удалось увеличить экспорт промышленной продукции в январе—сентябре на 44,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из данных ФТС. Резкий рост поставок был зафиксирован по целому ряду товаров, в частности продукции химпрома и фармацевтики.

Производство лекарств стало лидером по росту экспорта московских предприятий: за девять месяцев текущего года поставки выросли на 72%

Фото: РИА Новости

Федеральные власти в связи с коронавирусом и торговыми сложностями стремятся не уйти в серьезный экспортный минус по итогам года: экспорт несырьевых неэнергетических товаров — это ключевая задача профильного национального проекта и надежда на диверсификацию существующих (преимущественно сырьевых) торговых цепочек. Но пока Минпромторг ожидает все же небольшое, но снижение: –1% в стоимостном выражении от объемов несырьевого экспорта 2019 года, говорил в конце октября замминистра Алексей Груздев. Прежде прогнозировалось падение на 5%. По словам Алексея Груздева, «существенно прибавили» отдельные отрасли, такие как фармацевтика, косметическая промышленность и химия.

В то же время промышленный экспорт Москвы за девять месяцев с начала года вырос на 44,8% по сравнению с январем—сентябрем 2019 года. Объем экспорта за это время составил более чем $24,8 млрд, следует из данных ФТС. В центре «Моспром», оказывающем поддержку столичным экспортерам, отмечают, что по итогам сентября на 6,3% был перевыполнен и годовой план в $23,36 млрд.

Рост экспортной выручки продемонстрировали химическая промышленность ($2,7 млрд, +32,6% в годовом выражении), фармацевтическая и косметическая промышленность (+8%, до $509 млн). Среди других показавших экспортный рост товаров Москвы — полиэтилен и полипропилен ($384 млн и $270 млн соответственно, полимеры оказались особенно востребованы в Китае, Турции и Казахстане) и отдельные категории телекоммуникационной аппаратуры.

При этом, как ранее отмечал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов, лидерами по росту экспорта за девять месяцев текущего года являлись расфасованные лекарственные средства: их экспорт вырос на 67%, до $139 млн. Основными рынками сбыта стали Узбекистан, Украина и Казахстан.

«Что касается географии всего промышленного экспорта. Московские предприятия активно торгуют с США, Китаем, Белоруссией и Казахстаном (страны СНГ традиционно приносят России львиную долю экспортной выручки), но при этом экспортная география весьма широка: более 35% экспортной выручки зарабатывается за счет точечных контрактов с широким спектром стран, в том числе со странами Европы, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока»,— добавил Владимир Ефимов.

Московские производители о том, как пандемия повлияла на экспортные поставки

Смотреть

Развивать экспорт на федеральном уровне помогают торговые представительства России за рубежом (вся сеть торгпредств курировалась Минэкономразвития, в 2018 году перешла в ведение Минпромторга), Российский экспортный центр, а также институты поддержки экспорта в регионах. В Москве таким институтом выступает «Моспром». Все они выполняют схожие функции: консультирование и поиск партнеров, организацию диалога с ними.

При выходе на внешние рынки компании вынуждены учитывать специфику каждого направления. К примеру, Германия, несмотря на санкции, остается вторым после Китая внешнеторговым партнером России (правда, по итогам 2019 года экспорт просел на 20%). С учетом экотрендов Европы эксперты предсказывают рост спроса немецких потребителей на органические товары. В России на фоне этих требований к 2020 году подготовили законодательство, регламентирующее маркировку товаров словами «bio», «эко» или «органик». Помимо этого ожидается, что продолжит расти спрос на отечественные комплектующие.

Еще один перспективный рынок — Италия. Здесь, по оценке «Моспрома» есть потенциал для роста поставок высокотехнологичных медицинских приборов, в том числе для личного потребления, продукции из полимерных композиционных материалов и другой продукции из строительной отрасли.

Еще два ключевых рынка с большим потенциалом — это Индия и Узбекистан. В Индии отечественные товары пользуются доверием. Более 70% российского экспорта в Индию — это несырьевые товары: механическое оборудование и другая техника, электрические устройства и аппаратура связи, медтехника (по итогам 2019 года объем несырьевого неэнергетического экспорта в страну составил $4,4 млрд).

В отличие от европейских стран, здесь население «молодеет», что и определяет динамику потребления. Эта группа населения формирует фундамент рабочей силы, молодые люди являются основными покупателями товаров, формируют тренды в спросе. Поэтому товары, экспортируемые на рынок Индии, должны быть в большей степени направлены именно на эту группу населения, считают эксперты. Ожидается, что здесь будут востребованы высокие технологии, продукты IT-компаний.

В Узбекистане, по прогнозу аналитиков центра «Моспром», будет расти спрос на продукцию машиностроения и фармацевтики. В сегменте неэнергетических несырьевых товаров особым спросом в Узбекистане пользовались легковые автомобили, оптика, приборы, медицинская и железнодорожная техника. Однако так как в стране постоянно растут обязательные требования к технологической продукции, столичные производители должны обеспечить возможность технического сопровождения проданной продукции. Правительство республики выступает в качестве основного импортера продукции, но закупочная деятельность носит сложный характер, поэтому эксперты рекомендуют найти местного представителя или агента, а начать переговоры — с личного знакомства и проявления знаков уважения к потенциальным партнерам.

Маргарита Глебова

Вся лента