Следствие докопалось до соседки бывшего сотрудника «Альфы»
Поиск тела жертвы предполагаемых убийц повредил газон и хозяйственные постройки
К неожиданному судебному разбирательству привело громкое уголовное дело в отношении бывших сотрудников спецподразделения ФСБ «Альфа», обвиняемых в похищениях и убийствах бизнесменов, совершенных по корыстным мотивам. Как стало известно “Ъ”, Пресненский суд рассматривает иск Анны Агароновой, владелицы земельного участка в Химках, на котором следователи СКР с помощью экскаватора двадцать дней искали тело одной из предполагаемых жертв спецназовцев. Труп так и не был найден, однако, как утверждает истица, на участке осталась яма, при этом были повреждены газон и фундамент хозяйственных построек. Женщина добивается признания следственных действий незаконными и требует выплаты ей компенсации в размере 1 млн руб.
Земельный участок, следственные действия на котором привели к разбирательству в Пресненском суде столицы, расположен в химкинском микрорайоне Новогорск. Здесь в особняке проживал бывший офицер «Альфы» Борис Чукаев, обвиняемый теперь в организации нескольких убийств и покушений на бизнесменов.
Расследуя обстоятельства преступлений, которые инкриминируются капитану ФСБ, а также его бывшему сослуживцу по «Альфе» Александру Чуканову и таможенному брокеру Андрею Вознесенскому, следователи СКР столкнулись с большой проблемой. Дело в том, что тела трех предполагаемых жертв фигурантов до сих пор не обнаружены. Одним из пропавших, в частности, является глава департамента платины ФГУП «Алмазювелирэкспорт», член общественного совета при Следственном комитете Александр Васильев. Он пропал около четырех часов дня в районе улицы Остоженка 29 мая 2012 года, после того как, прихватив около $1,5 млн, вышел из здания ФГУПа, сказав сослуживцам, что направляется на встречу со своими знакомыми. Ни на работу, ни домой господин Васильев больше не вернулся, а его телефон отключился спустя несколько часов. Поиски результатов не дали, а уголовное дело, заведенное на следующий день после пропажи по статье об убийстве (ст. 105 УК РФ), не привело к каким-либо результатам, пока не стало частью «большого» расследования в отношении экс-офицеров «Альфы» и их приятеля.
В конце 2019 года у следствия появилась информация, что труп сотрудника ФГУПа мог быть закопан в Новогорске по адресу Заречная улица, 7 — этот участок соседствует с домом чекиста Чукаева.
Эти сведения базировались на рапорте старшего оперуполномоченного УВД по ЦАО Евгения Кирякина. Источник информации в документе не раскрывался, однако там давалась подробная характеристика земельного участка, включая его кадастровый номер и местоположение, а также указывались полные данные владелицы недвижимости. При этом отмечалось, что среди проживающих в доме нет так называемых спецсубъектов, а значит, препятствий для проведения следственных действий не имеется.
Пресненский суд в ноябре 2019 года удовлетворил ходатайство столичного управления СКР о проведении обыска на территории участка и в строениях, расположенных на нем, с целью «отыскания и изъятия предметов и документов», имеющих значение для расследования.
Начиная с 28 ноября на Заречной улице под руководством следователя СКР Владимира Фадеева начались поиски тела. Во время них был использован экскаватор, в следственных действиях принимали участие полтора десятка оперативников, эксперты-криминалисты и кинолог с собакой. Однако отыскать труп господина Васильева или следы какого-либо захоронения не удалось. Спустя двадцать дней работы прекратились.
Как следует из иска, который госпожа Агаронова подала в суд, в результате раскопок на участке были повреждены насаждения, газон и фундамент хозяйственных построек. Представители заявительницы сообщили “Ъ”, что намерены добиваться компенсации причиненного ущерба, оценивая его в 1 млн руб.
Но положительный результат будет возможен только в том случае, если суд удовлетворит основное требование домовладелицы — признать следственные действия на ее участке незаконными. В иске обращается внимание на то, что обыск и раскопки проводились не одномоментно, а с перерывами, последний из которых продолжался две недели. Госпожа Агаронова считает, что на каждое возобновление следственных действий сотрудник СКР должен был получать новое судебное разрешение, но не делал этого. Это, говорится в иске, нарушило не только порядок проведения следственных действий, но и конституционные права заявительницы.
Кроме того, домовладелица отметила, что в протоколе обыска отсутствовали подписи понятых на нескольких страницах. Отметим, что московская прокуратура, в которую адвокаты заявительницы направляли жалобы по этим же претензиям, дважды направляла в столичное управление СКР требование об их устранении.
Представители Анны Агароновой говорят, что она владеет участком с 2002 года, но с соседом-чекистом, с которым их разделяет четырехметровый забор, не знакома. Они также отмечают, что на заборе установлены камеры наблюдения, и он охраняется собаками. «Незаметно закопать труп в таких условиях невозможно, а самой хозяйке участвовать в этом, а потом там жить — тем более»,— сказали они “Ъ”. Очередное заседание суда по иску назначено на 14 декабря.