Куба выбрала песо подешевле
Страна откажется от системы двух курсов с 1 января
Власти Кубы объявили дату долгожданной реформы монетарной системы, в рамках которой страна откажется от практики использования двух курсов и фактически девальвирует собственную валюту,— единый валютный режим начнет применяться с 1 января. Сейчас «конвертируемыми» песо, которые официально обмениваются по курсу один к одному к доллару США, пользуются в основном туристы и госпредприятия. В условиях резкого сокращения турпотока отказ от песо, привязанного к доллару, в первую очередь призван снизить объемы импорта за счет его удорожания.
Куба откажется от параллельного использования двух курсов нацвалюты и перейдет к единому обменному курсу на уровне 24 песо за доллар с 1 января 2021 года, сообщил в конце прошлой недели президент страны Мигель Диас-Канель в ходе телевизионного выступления. Сейчас в стране используются обычные и так называемые конвертируемые кубинские песо — ими пользуются в основном иностранные туристы и госкомпании (в том числе по этому курсу проводятся внешнеэкономические операции и субсидируются закупки основных товаров).
«Оптимизация валютной системы даст стране хорошие основы для того, чтобы приступить к изменениям, необходимым для трансформации экономической модели»,— пообещал президент.
Было объявлено, что в рамках готовящейся реформы власти страны также изменят систему ценообразования и субсидий, однако пока известно лишь, что в пять раз будет повышена минимальная оплата труда (с 400 до 2100 песо), максимальная же зарплата составит 9510 песо (сейчас, по данным госстатистики, средняя оплата составляет 879 песо).
Напомним, двухуровневая система была введена на Кубе в 1993 году, когда правительство страны оказалось в ситуации резкого дефицита твердой валюты,— для обеспечения ее притока были, в частности, открыты валютные магазины. В 2004 году для замены доллара США на территории страны был введен конвертируемый песо.
Официальный его обменный курс для граждан на настоящий момент — один доллар или 24 кубинских песо, для предприятий — один доллар или один кубинский песо, при этом, по сообщениям Reuters, в последние месяцы курс «конвертируемого» песо на черном рынке ожидаемо снизился до двух песо за доллар, неконвертируемого — до 50 песо за доллар.
На этом фоне в 2020 году на Кубе вновь открылись валютные магазины, недоступные большинству населения (по экспертным оценкам, переводы из-за рубежа поддерживают до 40% кубинцев), что усилило социальное расслоение,— власти объясняли, что это временный этап накануне реформы и что нет иного способа поддерживать на рынке хотя бы минимальное предложение жизненно необходимых товаров. Сейчас Куба импортирует до 60% всего потребляемого продовольствия, а также вынуждена тратить валюту на критический промышленный импорт.
Заметим, сам по себе отказ от «инвалютного песо» был анонсирован еще в 2013 году, но многократно откладывался. Но в этом году приток туристов и поступлений из-за рубежа в страну резко сократился, ожидается, что спад экономики составит 8%, а внешней торговли — 30%. В итоге власти Кубы обратились к Парижскому клубу кредиторов с просьбой отсрочить выплаты по внешнему долгу на два года, сославшись на сложную экономическую ситуацию, вызванную пандемией, а также санкциями США. В конце октября Куба уже не смогла выплатить ежегодный взнос в рамках соглашения о реструктуризации долга, подписанного в 2015 году. По этому договору Парижский клуб списал $8,5 млрд из $11,1 млрд долга — и ожидал выплаты оставшейся суммы до 2033 года. Девальвация должна сократить дефицит платежного баланса страны, что, как предполагается, облегчит и обслуживание долга.