Продукты питания отправят на стабилизацию
Какими будут последствия регулирования цен со стороны правительства
Лимитом цен на сахар и подсолнечное масло власти могут не ограничиться. “Ъ FM” стали известны некоторые подробности того, как государство будет регулировать стоимость социально значимых продуктов. В ближайшее время крупные производители и продавцы продовольствия подпишут соглашение о максимальных оптовых и розничных ценах на сахар и масло, но есть вероятность, что та же участь постигнет и другие товарные позиции, признают представители торговых сетей. В минувшее воскресенье телеканал «Россия 1» показал кадры с закрытой части совещания президента с министрами по поводу роста цен. Владимир Путин отчитал чиновников и назвал подорожание недопустимым. 14 декабря профильные ведомства должны представить премьер-министру проекты нормативных актов по стабилизации ситуации со стоимостью продуктов питания. Что об этом известно? И какими будут последствия? Выяснял Григорий Колганов.
Тема роста цен на продукты на прошлой неделе была одной из главных. Президент вспоминал анекдоты о советском дефиците, премьер-министр Михаил Мишустин требовал остановить подорожание, чтобы россияне в новогодние праздники себя не ограничивали. Но самое «вкусное» припасли на воскресенье. В программе «Москва. Кремль. Путин» госканал показал, как глава государства образцово распекает министров экономики и сельского хозяйства, а заодно противопоставляет обе столицы остальной стране.
Владимир Путин, президент России
Наши граждане в большинстве — Москве и в Петербурге, там, конечно, заказывают болоньезе... — у нас народ попроще, и едят макароны по-флотски. И не итальянского производства, а нашего. Ну, это недопустимо! Куда вы смотрите? Это же не шуточки! В условиях, когда безработица растет, доходы сокращаются, базовые продукты дорожают на такие величины, а вы, значит, мне сказки рассказываете про то, что вы там будете делать, собрание проводить.
Как чиновники планируют обуздать цены, сразу стало секретом Полишинеля: СМИ сообщили, что в скором времени бизнес, производящий и продающий подсолнечное масло и сахар, подпишет соглашение о максимальной стоимости этих продуктов оптом и в рознице. За остальными социально значимыми позициями пока будет негласный контроль, но в случае чего власти могут ограничить цены и на них, признает глава Ассоциации компаний розничной торговли Сергей Беляков:
«Наступив на грабли по этим двум товарным группам, сейчас зоной внимания и производителей, и ритейла, и правительства являются другие социальные группы, но по ним пока решения никакие не приняты. Но я думаю, что мы просто не допустим какого-то необъективного изменения цены. Но если вдруг будет драматическое изменение стоимости, конечно, оно тоже станет предметом внимания и последующих решений, мер со стороны правительства».
Причины стремительного подорожания отечественных продуктов, по словам президента, хорошо известны: тот же подсолнечник, сахар или зерно торгуются на международных рынках за доллары. Котировки растут, а слабый рубль еще больше склоняет экспортеров к тому, чтобы продавать продовольствие за рубеж или подтягивать внутренние цены до уровня мировых. Правда, как отмечает бизнес, власти почему-то забывают о повышении в этом году НДС и тарифов естественных монополий, которые тоже вносят лепту в рост себестоимости товаров.
Регулировать цены вручную власти пытаются уже не в первый раз, вспоминает главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин. И опыт показывает, к чему в итоге приводят такие решения. «2010 год, на фоне пожаров — помните, торфяники в Подмосковье горели — и не только плохой урожай, жара была, наши власти тогда замораживали цены на социально значимые позиции. Мы получили достаточно стабильные цены на эти позиции и отсутствие их на прилавках через несколько часов, минут после открытия магазинов. И мы получили приличное расхождение между официальной инфляцией и инфляцией, которую приходилось платить потребителям»,— пояснил Надоршин.
Как же отреагирует бизнес на искусственное ограничение цен? Вряд ли рискнет ослушаться чиновников, но пожертвует ли при этом собственной маржой? Или попытается зашить издержки в другие товарные позиции? Бывший руководитель крупного агрохолдинга Вагиф Бикулов не исключает, что за навязанные государством лимиты в итоге заплатят чуть более обеспеченные потребители: «Задача — действительно обеспечить нужную цену. Есть товар, главное, чтобы он был на полке с соответствующей ценой, которая при этом соответствовала бы либо техническим условиям, либо ГОСТ.
А если ты хочешь более дорогой продукт, к сожалению, наверное, придется за него платить. Таким образом вопрос будет решен».
Бизнесу пока непонятно, чего в искусственном сдерживании цен больше, популизма или искренней заботы о кошельке потребителя. Ведь на совещаниях с президентом почему-то давно не обсуждается стоимость медицинских масок, а без них, в отличие от сахара, сейчас действительно не обойтись.