Признак превосходства
Как и кому присваивается Знак качества
Современная история Знака качества, который пришел на смену Государственному знаку качества СССР, началась в 2014 году с утверждения символа на открытом конкурсе Минпромторга. Теперь право на нанесение эмблемы дается товару после прохождения веерных испытаний Роскачества, при этом продукт должен соответствовать не только нормам безопасности и качества, прописанным на уровне ГОСТов, но также опережающему стандарту организации. Сегодня Знак качества получило более 250 товаров, которые в среднем показывают рост продаж на 31%.
Российский Знак качества в его современном виде был разработан доцентом Московского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова, дизайнером Дмитрием Мордвинцевым, победившим во Всероссийском открытом конкурсе Минпромторга в феврале 2014 года. Господин Мордвинцев — арт-директор студии «Акопов дизайн» Валерия Акопова, который был соавтором советского Знака качества 1967 года. Пятиугольная форма российского Знака качества отсылает к образу Государственного знака качества СССР, а его дизайн символизирует обновленную систему национального мониторинга качества. Принципиальное отличие заключается в том, что государственный знак качества СССР присваивался не конкретному продукту, а предприятию, система его присвоения в последние годы существования СССР себя во многом дискредитировала, отмечают в Роскачестве.
76% уровень доверия к российскому Знаку качества
>51 млн россиян знают о российском Знаке качества
31% средний рост товаров с российским Знаком качества
>3500 акций в торговых сетях страны в год
Выявление товаров, достойных российского Знака качества, происходит по результатам веерных исследований, в ходе которых продукция проверяется на соответствие существующим стандартам качества и стандартам Роскачества. В организации российский Знак качества называют высшей оценкой качества продукции, которая присуждается в ходе независимых лабораторных испытаний. Для получения Знака качества продукция должна не только соответствовать нормам безопасности и качества, но также соответствовать опережающему стандарту Роскачества. Кроме того, Знак качества может быть присужден только отечественным производителям.
После проведения испытаний лучшие отечественные образцы получают право нанесения российского Знака качества. Перед подписанием оферты об использовании Знака проходит аудит на предприятии, который является одним из обязательных этапов присуждения Знака качества. После успешно пройденного аудита производитель получает право в течение трех лет использовать Знак качества в своих маркетинговых активностях, наносить его на упаковку и так далее. Сертификация продукции для получения Знака качества полностью бесплатна для производителей. Работа Роскачества финансируется из федерального бюджета, что обеспечивает не только бесплатный характер услуг, но и беспристрастность организации.
Получение российского Знака качества накладывает на производителей и дополнительные обязанности. Так, компании обязаны обеспечивать стабильно высокое качество продукции, получившей российский Знак качества. В рамках системы добровольной сертификации Роскачество организует ежегодные плановые инспекционные проверки производителей, чьи товары получили Знак качества. Кроме того, Роскачество предусмотрело возможность проведения внеплановых проверок. Их организуют в том случае, если поступят жалобы на товар, получивший Знак качества. Если в ходе плановых или внеплановых инспекционных проверок будет подтверждено наличие нарушений, производитель будет лишен права размещать российский Знак качества на упаковке этого товара.
С другой стороны, российский Знак качества является рыночным инструментом, стимулирующим спрос на качественные отечественные товары. По данным Роскачества, сегодня Знак качества получили более 250 торговых марок, которые в среднем показывают рост продаж на 31%. Как следует из исследования «Ромира», о Знаке качества знают уже более 51 млн российских потребителей, а уровень доверия к нему достигает 76%.
Татьяна Буцкая, председатель движения «Совет матерей», член Наблюдательного совета Роскачества
— Каждый день родители сталкиваются с необходимостью выбора товаров. Велик соблазн купить то, что лежит ближе или стоит дешевле. Но не все товары бывают одинаково нужными и полезными. Ситуация меняется. Шаг за шагом мы учимся разбираться, что у нас в холодильнике, что в шкафу, какую одежду мы надеваем. Ориентироваться в каждой категории товаров нереально. Поэтому сегодня покупателю нужна точка принятия решения о покупке. И она есть — это российский Знак качества. Когда он указан на упаковке, покупатель может быть уверен, что за этим стоят серьезные лабораторные исследования, экспертиза и просветительская деятельность
Ощутимый эффект
В компании «Айсберри» верят, что Знак качества внес свой положительный вклад в рост продаж «Вологодского пломбира». За прошедшее время компания приложила много усилий для продвижения своего мороженого, задействовала много различных каналов коммуникаций, поэтому однозначно выделить и оцифровать эффект какого-то одного из них невозможно, отмечают в компании. Тем не менее можно сказать, что высочайшее качество пломбира и ингредиентов, из которых он делается,— ключевой элемент успеха, что и подтверждает российский Знак качества, указывают в «Айсберри». В компании до сих пор используют Знак качества на упаковке мороженого и в рекламе бренда и хотели бы номинировать на получения Знака качества другие виды «Вологодского пломбира», например эскимо и рожки, а также другие бренды мороженого.
В группе DeLavant также называют присвоение Знака качества продукции Владимирского хлебокомбината знаковым и важным событием. «Мы убеждены, что наши продукты — батон "Нарезной" и сушки "Малышка" — по праву были удостоены этого Знака за высокое, стабильное качество. Это отмечает и наш потребитель, который выбирает именно наш продукт из широкого конкурентного ряда продукции»,— отмечают в компании. После получения Знака качества и размещения данной информации на упаковочном материале и в СМИ там наблюдали прирост продаж, так как нанесение отличительного Знака на продукт на постоянной основе является для покупателей дополнительным стимулом. Кроме того, интерес потребителей к продукту дополнительно увеличивается в случае информирования потенциальных покупателей о прошедших исследованиях того или иного продукта и его свойствах, говорят в DeLavant. В группе также заинтересованы в получении Знака качества на другие продукты из своего ассортимента.
В НМЖК, чей майонез «Сдобри» получил Знак качества, согласны: присуждение Знака качества положительно влияет на удержание лидерских позиций бренда. В компании говорят, что регулярно отслеживают тренды в питании и то, как меняется поведение покупателя. «Сегодня потребителю важен как состав продукта, натуральность ингредиентов, так и экспертная оценка продукции — проверка того, что информация, которую заявляет производитель на этикетке, соответствует действительности. Традиционно признаком надежности был и остается ГОСТ, но сейчас, учитывая тенденцию осознанного потребления, покупатель чаще сам изучает состав, и ему важно дополнительное подтверждение качества продукта со стороны экспертных организаций»,— говорят в НМЖК. В получении Знака качества для других брендов в компании также заинтересованы.
В «Рузском молоке» говорят, что Знаки качества получили те из товаров, которые уже пользовались достаточно большим спросом, но присуждение Знака точно позитивно отразилось на укреплении имиджа бренда и продукции в целом. Это важно и торговым сетям, где присутствует компания, и позволяет получить позитивную обратную связь от потребителей, для которых наличие Знака качества как бы стало подтверждением их правильного выбор, указывают в компании. Кроме того, добавляют там, наличие Знака качества влияет положительно и на имидж компании, направленный на профильные министерства и муниципальные власти. Сам Знак при этом работает на долгий срок. В «Рузском молоке» заинтересованы в получении Знака качества и для собственного творога, простокваши, ряженки, йогуртов и пр.
Знак качества в Российской Империи
Появление знаков качества товаров в России относят к началу XVIII века, когда известные предприниматели Демидовы начали ставить на свою продукцию «Знак соболя». В 1824 году поставщики товаров для императорского дома стали наносить на этикетки титул «Поставщики Двора Его Императорского Величества». При императоре Александре II был утвержден внешний вид государственного знака качества и прописан порядок его получения. С 1862 года в качестве знака использовался государственный герб Российской Империи, право на который производители получали на два года, после чего его надо было снова подтверждать. В разные годы правом на нанесение знака качества владели поставщик спиртных напитков Петр Смирнов, производитель шоколадных изделий Теодор Эйнем, ювелир Карл Фаберже, кондитерская фабрика Абрикосова, торговый дом «Братья Елисеевы» и др.
Знак качества в СССР
Впервые Знак качества был учрежден в СССР 20 апреля 1967 года. Тогда он назывался Государственным знаком качества СССР и был введен, чтобы стимулировать рост качества советских товаров. Представлял собой пятиугольник со слегка выпуклыми сторонами, ассоциирующийся с пятиконечной звездой — одним из геральдических символов СССР. Пять граней также должны были символизировать пять составляющих качества товара: надежность, доступность, безопасность, эстетичность и новаторство. Предприятия, успешно прошедшие аттестацию, на два-три года получали право маркировать свои товары знаком. С распадом СССР знак прекратил свое существование.
Последовательность действий АНО «Российская система качества» по проведению веерных исследований продукции
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Сертификация продукции в системе добровольной сертификации Российская система качества | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Заключение договора на использование российского Знака качества с лицами, прошедшими сертификацию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инспекционный контроль качества продукции, сертифицированной в Российской системе качества |