Дружелюбная среда
Как развивается pet-friendly культура
Потребность владельцев питомцев на посещение с ними различных заведений только начинает набирать силу. В Москве есть около 500 мест для выгула домашних животных, примерно 30 специальных площадок и десятки pet-friendly заведений. Развивается pet-friendly культура и в регионах. Забронировать отель путешественнику с собакой может быть сложно, обустроенных площадок и боксов с пакетами для уборки за питомцами все еще не хватает. Но, несмотря на это, многие бизнесы уже сегодня разворачиваются лицом к владельцам домашних животных, предоставляя возможность брать их с собой в общественные места.
Владельцы питомцев в России хотели бы посещать с ними больше мест, чем это возможно сегодня, свидетельствуют данные исследования Mars Petcare и «Яндекс.Маркет». По данным опроса, около трети владельцев собак в последний год посещали с ними магазины, но хотели бы также посещать торговые центры, кафе и рестораны. Особенно такая возможность интересна тем, кому до 34 лет.
Владелец сервиса Dog-friendly Map (дает возможность отмечать на карте салоны, рестораны, зоомагазины клиники и пр., где будут рады собакам) Сабина Джавадова отмечает, что в центре Москвы проблемы прийти куда-то с собакой почти нет, и сейчас тенденция распространяется от центра в спальные районы. Кроме того, открываются dog-friendly места в регионах: Тамбове, Волгограде, Ульяновске, Краснодаре, Воронеже, Белгороде. В последнее время, по ее словам, ежедневно на карту может добавляться по пять новых dog-friendly мест.
Город для четвероногих
Как рассказывают в пресс-службе московской программы «Мой район», Москва, по сути, уже стала pet-friendly городом. Москвичи все чаще заводят домашних животных и стремятся больше времени проводить с ними. И при обсуждении программ развития московские власти обязательно учитывают этот факт. К примеру, еще в 2018 году на портале mos.ru появилась возможность онлайн-записи к специалистам государственных ветеринарных клиник. Позднее такой же сервис «Запись к ветеринарному врачу» появился в мобильном приложении «Госуслуги Москвы». На сегодня жители более 100 тыс. раз записывали питомцев к ветеринарным специалистам через онлайн-сервис. А пользователи mos.ru внесли в личные кабинеты информацию более чем о 14 тыс. домашних животных. Также на портале mos.ru запущен благотворительный сервис, к которому недавно присоединился фонд помощи бездомным животным «Ника» (пользователи уже перечислили фонду более 120 тыс. руб.). Еще два фонда — фонд помощи бездомным животным «Рэй» и фонд помощи животным «Собаки, которые любят» — на этапе подключения.
Как рассказывают в пресс-службе городской программы, в московских районах появляются новые площадки для выгула собак. За последние два года по программе «Мой район» было благоустроено порядка 30 площадок. Они предназначены для игр с питомцами и их дрессировки: с барьерами, горками, лестницами... Многие из них расположены в непосредственной близости от жилых домов. Всего в столице насчитывается порядка 500 специальных мест для выгула питомцев. В «Моем районе» говорят, что город плотно взаимодействует с бизнесом и при строительстве жилья, например, по максимуму создается удобная для жителей инфраструктура. Так, один из застройщиков при благоустройстве построенного в Хорошево-Мневниках жилого комплекса наряду с детскими площадками строит площадки для выгула собак.
По словам Сабины Джавадовой, текущий кризис в связи c пандемией COVID-19 привел к смене собственников и арендаторов ряда помещений на городских улицах. А новые объекты, которые открываются на их месте, изначально выстраивают политику дружелюбности по отношению к питомцам, говорит она. Кроме того, кризис повлиял на многих владельцев кафе, баров, салонов красоты и пр., которые, стремясь привлечь клиентов, меняют свое отношение к собакам в заведении.
Как отмечает госпожа Джавадова, основная проблема на сегодня — отели, где может действовать ограничение по весу питомца в 5–10 кг. Такие ограничения не всегда корректны, но гостиничная отрасль, видимо, пока не готова прислушиваться, говорит Сабина Джавадова.
На земле и в небе
В конце 2019 года Михаил Галин, владелец кота Виктора, ставшего настоящим мемом, всколыхнул интернет своей историей перевозки пушистого любимца из Москвы во Владивосток. Спорная ситуация, из-за которой авиакомпания исключила пассажира из программы лояльности и заблокировала его бонусный счет, имела громкий общественный резонанс. А условиям авиаперевозок домашних животных стали уделять повышенное внимание. Бизнес при этом не остается в стороне и сам инициирует улучшения.
В авиакомпании S7 Airlines отмечают, что понимают: пассажирам важна возможность комфортно путешествовать вместе со своими питомцами, поэтому здесь работают над совершенствованием сервиса. Так, с марта 2020 года вступили в силу изменения в правила перевозки животных на борту рейсов S7 Airlines: пассажиры могут взять с собой в салон питомцев весом не более 10 кг в контейнере высотой не более 20 см или в мягкой сумке-переноске не больше 55x40x25 см. В декабре 2020 года S7 Airlines вводит новую услугу для путешественников с животными: питомца (собаку, кошку или птицу) теперь можно также перевозить на соседнем кресле, купив ему отдельный билет. При этом в салоне может лететь, как и ранее, не более двух питомцев.
Для перевозки на соседнем кресле у S7 Airlines действует ряд ограничений. Так, питомец должен быть обязательно размещен в жестком контейнере габаритами не более 55x40x40 см, контейнер должен быть закреплен на кресле специальными ремнями. Максимальный вес животного вместе с контейнером не должен превышать 23 кг. Контейнер с питомцем должен размещаться на месте около окна. Животное должно оставаться в контейнере в течение всего полета.
«Многие без колебаний назовут питомцев полноправными членами семьи. Поэтому, когда наши пассажиры отправляются в близкие и дальние приключения, они думают о том, чтобы взять с собой в путешествие пушистых и преданных друзей»,— рассказывает представитель «Уральских авиалиний». По его словам, компания стремится помогать в этом клиентам и перевозит даже упитанных питомцев, которые не проходят весовые ограничения в других авиакомпаниях. Так, раньше у пассажиров «Уральских авиалиний» была возможность путешествовать с домашними животными, вес которых не превышал 8 кг. «Они летали с питомцами в салоне самолета и размещали их в небольшой переноске под сиденьем на протяжении всего полета. Но это означало, что хозяевам, чьи животные весят больше, приходилось отказывать себе в путешествиях»,— отмечают в компании.
В результате в «Уральских авиалиниях» добавили возможность летать с питомцами весом до 15 кг, фактически сделав их своими пассажирами. Теперь у домашних животных есть возможность летать в таком же кресле, как у других путешественников, на которое можно поставить переноску и видеть своего хозяина на протяжении всего полета. «Мы получили огромный позитивный отклик от пассажиров. Они путешествовали по стране и писали нам в социальных сетях слова благодарности за новую возможность. Кажется, эта новость сплотила нас и сделала ближе к пассажирам: они делятся советами, впечатлениями от перелетов вместе со своими пушистыми питомцами и, конечно, надеются на то, что скоро наступит день, когда все авиакомпании решатся на то, чтобы перевозить крупных питомцев»,— говорят в «Уральских авиалиниях».
Городские власти также планируют дальнейшие улучшения инфраструктуры для владельцев питомцев. Так, в пресс-службе «Моего района» признают, что, хотя площадки для выгула собак в Москве есть, владельцами востребовано увеличение их количества. Кроме того, не хватает также специализированных боксов с пакетами для уборки экскрементов животных. Но тут проблема еще и в недостаточном уровне культуры многих владельцев: не все считают нужным убирать за своим питомцем. А в европейских городах это считается нарушением и штрафы могут достигать нескольких сотен евро, напоминает представитель программы.
В таких мегаполисах, как Москва, живут самые разные люди, отмечают в «Моем районе». И очень важно найти баланс между интересами владельцев домашних животных и тех, кто не готов с ними активно общаться. «Сегодня не хватает образовательных программ, ведь владение домашними животными — это большая ответственность. Никто не садится за руль, не получив прав»,— говорят в пресс-службе городской программы. Там считают, что в случае с питомцами необходимы мастер-классы, обучающие программы для того, чтобы и у владельца, и собаки была определенная культура поведения. «К примеру, есть площадки, где владельцам приходится договариваться друг с другом о времени посещения, так как их питомцы не ладят на одной территории. Почему это происходит? Чаще всего потому, что собака не дрессирована и не воспитана. Но сама она не воспитается, нужно обучать и хозяина»,— считают в «Моем районе».