Компаньоны в изоляции
Как пандемия может изменить восприятие питомцев
Домашние животные оказались незаменимыми помощниками во время пандемии COVID-19 и введенных ограничительных мер, из-за которых огромное число людей вынуждены оставаться дома на протяжении месяцев. По данным опросов, большая часть владельцев кошек и собак в России отмечали, что питомец помогал им отвлечься и поднимал настроение, эмоционально подбадривал и был рад видеть владельца дома чаще. Медицинские исследования подтверждают положительный эффект от общения с питомцем для здоровья, в том числе с точки зрения снижения уровня стресса. А эксперты ожидают, что влияние домашних животных на человека во время пандемии приведет к развитию pet-friendly среды и станет стимулом дальнейшей трансформации в сторону все более ответственного отношения к домашним животным в России.
Как отмечается в исследовании Mars Petcare, проведенном в рамках глобальной программы Better Cities for Pets, 2020 год изменил многое, но домашние животные остаются источником радости для их владельцев. Во время пандемии COVID-19, после введения ограничений на передвижение людей, питомцы оказывали жизненно важное воздействие: развлекали своих хозяев, пока те находились в режиме удаленной работы, помогали избавиться от стресса на прогулке или просто создавали компанию.
Так, 86% опрошенных в рамках исследования владельцев питомцев в США заявили, что общество домашнего животного само по себе стало преимуществом во время пандемии. Половина респондентов сообщили, что возможность проводить больше времени с домашними животными стала для них основным плюсом самоизоляции. Для сравнения: вариант ответа «большая гибкость» выбрали 46% опрошенных, а 36% назвали основным плюсом возможность проводить больше времени с семьей. По мере возвращения на работу в офис 78% респондентов сказали, что начали волноваться о том, как чувствуют себя питомцы дома без присмотра. 60% владельцев питомцев из тех, кто планирует путешествовать в 2021 году, хотят брать с собой своих домашних животных.
В России пандемия также оказала свое влияние на развитие взаимоотношения людей с домашними животными. По данным исследования Mars Petcare и «Яндекс.Маркет», 91% владельцев кошек и 92% владельцев собак в стране переживали пандемию вместе с питомцами. При этом свыше половины владельцев домашних животных стали тратить больше времени на игры, прогулки и занятия с ними, чем до пандемии. Так, более 80% владельцев кошек и собак в Москве рассказали, что питомец помогал отвлечься и поднимал настроение, 79% владельцев кошек и 88% владельцев собак отметили, что питомец их эмоционально подбадривал, а 72% и 85% респондентов соответственно заметили, что питомец был рад видеть их дома чаще. Кроме того, 83% владельцев собак рассказали, что смогли благодаря домашнему животному чаще выходить гулять. Как следствие, на фоне вынужденной изоляции возросла эмоциональная привязанность и близость между владельцами и их питомцами, отмечается в исследовании.
Директор по операционной поддержке продаж и развитию клиентского опыта Delivery Club Артем Ишонин вспоминает, что трехмесячный щенок вельш-корги кардиган по кличке Один появился в его семье ровно за три дня до введения всеобщих ограничительных мер. «Первый месяц карантина у нас был общим — собаке нельзя никуда выходить, и нам тоже. Мы вместе учились находиться в четырех стенах, не лаять друг на друга, не кусать трехлетнего сына. Корги — компанейские собаки, для них человек и его общество важнее всего, а когда у семьи есть ребенок, как наш трехлетний сын, то мир пса наполняется полностью»,— рассказывает Артем Ишонин. По его словам, Новый год семья планирует встретить за городом, что для городской собаки может стать самым лучшим подарком: «Снег, свобода, часы беготни, лес, место у печки. Общество близких, много прогулок, много лакомств».
Пандемический эффект
Директор ассоциации «Благополучие животных» Мария Лежнева таким положительным влиянием питомцев на людей во время пандемии COVID-19 не удивлена. По ее словам, люди в любой стрессовой ситуации чувствуют себя намного более защищенными, когда рядом есть животное. Недаром существуют собаки-терапевты, есть исследования о том, что кошки помогают при некоторых болезнях и пр., перечисляет она.
Материалы международного научного института Waltham это подтверждают. Вопросы взаимодействия человека и животных активно изучаются последние несколько десятилетий. И есть свидетельства, что даже сам факт наличия питомца улучшает физическое и психологическое здоровье человека всех возрастов и всех социальных слоев. Так, есть корреляция между наличием у человека питомца, в частности собаки, и снижением риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, и в целом владельцы домашних животных могут похвастаться более здоровым сердцем. К примеру, есть исследование, что 94% владельцев питомцев смогли пережить сердечный приступ, тогда как среди не имеющих животных таких лишь 72%. Кроме того, питомцы помогают справляться со стрессом, в том числе детям, а взрослые владельцы домашних животных демонстрируют лучший уровень реакции на раздражители, чем те, у кого нет питомца. Собаки также помогают справиться с чувством одиночества и изоляции, следует из материалов Института Waltham. А пожилых владельцев питомцев отличает лучшее внимание к деталям и память.
Пандемия и трансформация отношения к питомцам на этом фоне могут оказать и долгосрочный эффект на домашних животных и их владельцев, следует из исследования для программы Better Cities for Pets. Так, в прошлом году 59% сотрудников при выборе работы предпочли бы dog-friendly офис, а сегодня 87% респондентов считают, что dog-friendly политика важна для привлечения и удержания талантов внутри компании. Аналитики ждут, что тренд будет закрепляться, так как с пандемией и переходом на удаленную работу владельцы питомцев осознали, что близость домашнего животного полезна с точки зрения снижения уровня стресса.
Кроме того, теперь половине владельцев питомцев было бы комфортно брать домашнее животное в магазины, рестораны и общественные мероприятия. Также 50% владельцев собак сообщили, что им было бы лучше в помещениях, где есть возможность держать питомца при себе. По мере того как общественные пространства и институты будут снова открываться после снятия ограничений, владельцы питомцев не захотят расставаться с ними в любом месте, отмечается в исследовании.
Россияне относятся к питомцам как к членам семьи, свидетельствуют данные опроса Mars Petcare и «Яндекс.Маркет». Именно так свою кошку и собаку охарактеризовали 98% владельцев питомцев в Москве. Еще более 90% отметили, что хорошо знают характер своего домашнего животного, более 70% проводят с питомцами много времени, столько же любят фотографировать своих домашних животных, а 66% владельцев кошек и 74% владельцев собак покупают им игрушки.
Мария Лежнева прогнозирует, что пандемия и время, проведенное с питомцами на изоляции, могут привести к тому, что общество в России станет уделять больше внимания формированию безопасной среды для питомцев, а это, в свою очередь, станет катализатором дальнейшего улучшения отношения к домашним животным.