«Качество — это норма»
Заместитель руководителя Роскачества Юлия Михалева о бизнес-процессах и управлении компаниями
О том, что дает компаниям Премия Правительства в области качества, как устроен конкурс и о важности правильно выстроенных процессов рассказывает заместитель руководителя Роскачества, руководитель Секретариата Премии Правительства РФ в области качества Юлия Михалева.
— Для чего, по-вашему, нужна Премия Правительства РФ в области качества?
— Считаю, что это прежде всего механизм государственной поддержки российских организаций вне зависимости от сферы их деятельности. Главная ценность конкурса состоит в том, что участники получают экспертное заключение о состоянии своей системы менеджмента и, что важно, рекомендации, что и где можно улучшить, не привлекая сторонних консультантов и не оплачивая их работу. Только за 2019 год экономический эффект от внедрения рекомендаций наших экспертов составил 15 млрд руб. Если смотреть чуть шире, участие в премии позволяет совершенствовать бизнес-процессы и систему управления в компании.
В кризисные времена отлаженные процессы в компании особенно важны. Министр здравоохранения Михаил Мурашко, приветствуя участников онлайн-форума «Всемирный день качества» в ноябре текущего года, заметил, что медицинские организации, которые выстроили грамотную и качественную систему управления до пандемии COVID-19, смогли принять этот удар наиболее стойко и перестроиться под новые условия максимально безболезненно.
Стоит отметить, что, несмотря на пандемию, медицинские организации в 2020 году продолжали участвовать в премии, так как поняли, что модель премии — эффективный инструмент для работы не только в обычных, но и в кризисных условиях. И это дало свои результаты: многие из них стали победителями премии 2020 года.
Подобные национальные премии за совершенство бизнес-процессов существуют во многих странах мира. Кстати, в России развивается такое явление, как региональные премии в области качества. Так, в 2020 году впервые вошел в топ-3 по количеству заявок Башкортостан. Это случилось за счет активной работы по организации региональной премии на основе модели Премии Правительства в области качества. Растет число участников из Татарстана, в котором тоже учреждена местная премия в области качества, и из Рязанской области — благодаря активному сотрудничеству с региональным центром компетенций и вовлечению предприятий — участников нацпроекта.
И еще есть заблуждение, что высокое качество — это выдающееся конкурентное преимущество, гарантирующее успех компании. При текущем уровне развития общества производить высококачественный товар или услугу должно стать нормой, без которой выходить на рынок бессмысленно. Наша задача — формировать эту философию. Это должно стать новой национальной идеей.
— Расскажите подробнее, как проходит конкурс.
— В соответствии с положением все участники разделены на три категории в зависимости от численности сотрудников (малые, средние, крупные). Это гарантирует реальную конкуренцию внутри категории и исключает сравнение крупных корпораций с малым бизнесом. Во время заочного этапа эксперты анализируют отчеты о самооценке организаций. Этот документ не просто бумага, а реальный индикатор того, что происходит в компании. Его создание требует серьезных внутренних сил. Когда нам потом рассказывают, что после участия в конкурсе на премию выросла сплоченность коллектива, мы ничуть не удивляемся.
К очному этапу допускаются организации, которые набрали более 250 баллов. Теперь уже эксперты выезжают на место, изучают компанию изнутри, встречаются с руководством, смотрят, как выстроена работа с персоналом, со стейкхолдерами, выясняют, как формируются отношения с местными властями, какое влияние компания оказывает на общество, анализируют финансовые результаты. При этом не обязательно приводить абсолютные цифры, достаточно относительных показателей, чтобы показать динамику развития. Естественно, все эксперты подписывают NDA, так что конфиденциальность сохранена.
Независимо от результатов конкурса участники получают индивидуальные экспертные заключения с обязательным указанием зон для улучшений. Ведь идеология конкурса заключается именно в этом.
— Можете привести особо запоминающиеся кейсы компаний, которые участвовали в конкурсе на премию?
— Таких примеров много. Например, впечатляет опыт КамАЗа, который за несколько лет реализовал свыше 1 тыс. кайдзен-проектов на основе предложений по улучшениям, полученным от собственных сотрудников. ООО «Хевел» благодаря этому же подходу получило экономический эффект на 200 млн руб.
ОАО РЖД активно применяет инструменты бережливого производства, благодаря чему суммарный годовой экономический эффект от этих подходов в 2019 году увеличился на 24% к уровню 2018 года. Использование только одного инструмента бережливого производства на ООО «Димитровградский вентильный завод» позволило повысить производительность труда в 1,2 раза, снизить внутренний уровень дефектности с 0,07% до 0,0008%.
Отдельно стоит отметить, что некоторые крупные российские корпорации адаптируют модель премии под собственные особенности и используют ее в оценке своих подведомственных организаций и подрядчиков. Малый и средний бизнес также проявляет все больший интерес к конкурсу. Количество участников из МСП за последние несколько лет увеличилось более чем в десять раз.
— Новые сферы эксперты охватывают?
— Конечно. Недавно провели диагностику в Российском институте театрального искусства (ГИТИС), Российской государственной библиотеке. Мы очень гордимся тем, что лидеры российской культуры решили доказать высокий уровень качества своих процессов. Плюс активно заходят с просьбой провести экспертизу своей эффективности органы власти. Кроме того, есть запросы от НКО. Что касается использования модели диагностики вне рамок конкурса, можно упомянуть наше начавшееся сотрудничество с Ростуризмом, в рамках которого предполагается в том числе создание системы оценки туриндустрии, есть договоренности с ВЭБ.РФ по совместной работе над созданием системы оценки качества инфраструктуры.
— В таких организациях, как ГИТИС, работать сложнее?
— Оценка любой организации — очень ответственная работа. Каждый раз важен «незашоренный» взгляд. Наша задача состоит в том, чтобы помочь компаниям, участвующим в премии, стать лучше. Эксперты Премии Правительства не контролеры и не проверяющие. Они помогают участникам увидеть свои сильные стороны и зоны для улучшений. Если вы имеете в виду специфику оценки той или иной организации, то именно поэтому у нас сформирован пул из 157 высококвалифицированных экспертов, которые представляют совершенно разные сферы: производство, услуги, образование, медицина, IT, госуправление и многое другое. Это позволяет нам подобрать экспертную группу, которая сможет оценить и дать рекомендации по совершенствованию процессов любой компании.