В условиях повышенной боеготовности
Американские эксперты наметили пять шагов к укреплению контроля над вооружениями
Три ведущих эксперта Фонда Карнеги (Вашингтон) представили в понедельник доклад о мерах по укреплению режима контроля над вооружениями между США и Россией, а также вовлечению в него Китая. Они предлагают пять мер практического характера, которые могли бы снять некоторые озабоченности ядерных держав и снизить риски столкновения между ними. Ранее российская сторона передала американской свои предложения о возможных будущих договоренностях в сфере контроля над вооружениями, но США на них пока не отреагировали.
Авторами доклада, обнародованного в понедельник, выступили эксперты Фонда Карнеги Джеймс Эктон, Томас Макдональд и Пранай Вадди. В январе 2020 года они запустили проект, участники которого, как сказано в докладе, «стремятся снизить ядерные риски путем разработки практических, конкретных и инновационных идей межгосударственного сотрудничества». «В частности, мы стремимся помочь активизировать американо-российские усилия по снижению рисков и эффективно вовлечь в это третьи стороны, особенно Китай»,— уточняется в документе.
Авторы напоминают, что и Китай, и Россия, и США публично заявляют о своей приверженности контролю над вооружениями. В то же время эти страны по-разному оценивают конечные цели режима контроля над вооружениями и принципы, на которых он должен строиться. Чтобы сблизить позиции, эксперты выработали пять предложений практического характера, которые, по их мнению, могли бы смягчить озабоченности каждой из сторон, предотвратить гонку вооружений и снизить риски необратимой эскалации.
Прежде всего они призывают Россию и США продлить истекающий 5 февраля двусторонний Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) и начать переговоры о новом соглашении в сфере контроля над вооружениями. Но эксперты считают неправильным пытаться включить в возможный новый договор все, что заботит стороны, и призывают ограничить его охват стратегическими наступательными вооружениями. «Этот договор не сможет покрыть контрсиловую угрозу от неядерного гиперзвукового оружия морского базирования и крылатых ракет морского базирования, озабоченности США российским тактическим ядерным оружием и растущим ядерным потенциалом Китая, опасения России в отношении американской системы противоракетной обороны и риски того, что учебный пуск ракеты будет воспринят как ракетное нападение»,— убеждены авторы.
- В этой связи они, во-первых, призывают США и Россию дважды в год обмениваться конфиденциальными декларациями о количестве развернутых ядерных и неядерных крылатых ракет морского базирования, а также неядерных гиперзуковых ракет морского базирования. По мнению экспертов, в будущем именно такие ракеты могут стать ядром гонки вооружений и явиться причиной серьезного кризиса. Они считают крайне важным, чтобы стороны верно оценивали потенциал и намерения друг друга в этой сфере. Обмен данными мог бы увеличить предсказуемость и снизить риски конфронтации.
- Во-вторых, Россия и США должны, по мнению авторов доклада, договориться о взаимных инспекциях от двух до пяти объявленных пустыми складов боеголовок, чтобы удостовериться, что они действительно пустые. Неопределенность вокруг размещения нестратегических ядерных вооружений создает, как сказано в документе, «серьезные риски». Так, например, возможное наличие ядерных боеголовок на территории Калининграда, по мнению экспертов, усугубляет напряженность между Россией и НАТО, хотя, возможно, их там и нет. Авторы доклада предлагают дать России возможность инспектировать и хранилища на территории европейских стран—членов НАТО. При этом каждая из сторон наделялась бы правом запретить осмотр того или иного объекта.
- В-третьих, авторы призывают Россию и США договориться о пакете мер в отношении размещаемых в Европе американских береговых установок противоракетной обороны Aegis Ashore. В частности, они предлагают дать России возможность понаблюдать за испытанием ракет-перехватчиков SM3 Block IB и SM3 Block IIA, чтобы российские эксперты при помощи собственного оборудования могли замерить скорость полета этих противоракет к моменту полного выгорания топлива. Кроме того, эксперты призывают США взять на себя обязательство заблаговременно уведомить Россию о первом европейском развертывании любого типа перехватчика ПРО со скоростью в момент выгорания топлива более 3 км/с. Также авторы доклада считают важным, чтобы США подтвердили, что система Aegis Ashore развертывается в исключительно оборонительных целях, и обязались воздерживаться от оснащения ее ударными крылатыми ракетами Tomahawk и не переоборудовали соответствующие установки.
- В-четвертых, эксперты призывают США и Китай объявить о совместном прекращении производства расщепляющихся материалов, необходимых для производства ядерного оружия.
- В-пятых, Китай, Россия и США должны начать уведомлять друг друга обо всех испытательных пусках баллистических и гиперзвуковых ракет с воздуха, суши, моря или в космосе. Это, по мнению экспертов, снизит взаимные подозрения и риски инцидентов.
Предложенные меры должны носить характер политических обязательств, но могут, как сказано в докладе, со временем стать юридически обязывающими.
Напомним, на минувшей неделе заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков сказал агентству ТАСС, что Россия передала США два неофициальных документа по теме контроля над вооружениями как «пищу для размышлений». «Какое-то время назад мы передали американской стороне два неофициальных документа в виде пищи для размышлений, как это принято говорить на дипломатическом языке»,— сказал заместитель главы МИДа. «Один документ, достаточно объемный,— это так называемые рамки будущего контроля над вооружениями, где мы изложили те элементы текущей повестки дня, которые необходимо будет отрабатывать в дальнейшем для того, чтобы повысить шансы на выход на договоренность. При этом мы сказали, что то, как такие договоренности могут быть оформлены,— вопрос для обсуждения. Это может быть определенная смесь, набор различных по формату и характеру пониманий и обязательств как юридически обязывающего свойства, так и политически,— пояснил высокопоставленный дипломат.— Второй документ по содержанию короче и по своему политическому сигналу более определенный, поскольку это не просто обозначение направлений работы, а вариант конкретной договоренности. Этот текст касается продления текущего ДСНВ. Таким образом, мы предложили США по одному своему документу согласиться с продлением ДСНВ без предварительных условий, а во втором документе изложили наше видение того, как двигаться дальше и куда».
Власти США пока не отреагировали на российские предложения.