Инвестиции вызвали сомнения

Контрольный комитет заявил о невозможности оценить эффективность работы Корпорации развития Удмуртии

Государственный контрольный комитет Удмуртии (ГКК) заявил о невозможности оценить эффективность работы Корпорации развития республики (КРУР). На сегодняшнем заседании аудиторы отметили, что цифры по привлеченным инвестициям были несколько завышены, а восемь из 49 соглашений были заключены без положительной оценки со стороны профильных министерств. В корпорации с выводами ГКК не согласились. В частности, там считают некорректным оценивать эффективность по вложению инвестиций за год, т.к. реализация проектов как правило требует трех-пяти лет. Заседание ГКК проходило в преддверии завтрашней сессии госсовета, одним из вопросов которой станет инициированное депутатами досрочное прекращение полномочий руководителя комитета Бориса Сарнаева.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Результаты оценки деятельности Корпорации развития Удмуртии в 2019 и первой половине 2020 годов представили сегодня на заседании Государственного контрольного комитета республики. Весной прошлого года ГКК уже представлял результаты аудита деятельности корпорации по итогам 2018 года и высказал тогда целый ряд вопросов по эффективности ее работы, однако с тех пор там произошла смена руководства. Однако и по деятельности корпорации при новом генеральном директоре, коим до недавнего времени был Константин Сунцов, ставший и.о. первого вице-премьера Удмуртии, у комитета появились вопросы. При этом там признали, что их стало гораздо меньше, и многие прошлые претензии сняты, в частности после внесения изменений в устав КРУР.

АО «Корпорация развития Удмуртской Республики» было создано в конце 2017 года для привлечения инвестиций. 100% акций принадлежат минимуществу республики. Как отметили в ГКК, анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности выявил увеличение в 2019 году по сравнению с 2018 годом валюты баланса до 103,3 млн руб. Уставный капитал увеличился до 141,2 млн руб. за счет передачи денежных средств (69,3 млн руб.), здания, а также акций двух госкомпаний. «При этом в 2018 и 2019 годах, а также в 2020 году, стоимость чистых активов корпорации составляла менее 75% размера уставного капитала, что свидетельствует о неустойчивости финансового состояния»,— заявили в ГКК.

В отличие от 2018 года в последующие годы корпорация стала приносить прибыль (4,6 млн руб. в 2019 году, 1 млн руб. до налогообложения в первом полугодии 2020 года), однако около 80% дохода формировалось за счет бюджетной субсидии.

Субсидии предоставлялись для выполнения функций специализированной организации по привлечению инвестиций в Удмуртии, заключению соглашений о сопровождении инвестпроектов, участию в презентационных мероприятиях.

Выручка от коммерческой деятельности в прошлом году составила 15,4 млн руб., в первом полугодии этого — 5,6 млн руб. Корпорация зарабатывала на разработке бизнес-планов и финансовых моделей инвестпроектов, анализе финансово-хозяйственной деятельности, организации участия в «событийных» мероприятиях и т.д. Однако механизм распределения расходов в корпорации между источниками финансирования и перечень сотрудников, осуществляющих такую деятельность, не определен. При этом ГКК установил нарушения при расходовании бюджетных субсидий на общую сумму 5,5 млн руб., а также неэффективные расходы в сумме 4,7 млн руб. Аудиторы считают, что сотрудникам выплачивались премии, которые должны были покрываться доходами от коммерческой деятельности, а деятельность замдиректора, получавшего зарплату и командировочные, не соответствовала уставу и целям предоставления субсидии.

Согласно отчетам, за полтора года КРУР заключила 49 соглашений о сопровождении инвестиционных проектов. Из них 42 проекта направлены на создание, расширение или модернизацию производства товаров и услуг, создание объектов торговли, культуры и спорта. Семь проектов фактически не предусматривают инвестиции в основной капитал инвесторов. По мнению аудиторов, соглашения о сопровождении восьми инвестпроектов заключены неправомерно, т.к. на них отсутствует положительное заключение отраслевых министерств.

Отмечается, что из общего числа инвестпроектов, взятых на сопровождение, реализованы три. «В 2020 году в связи с отсутствием реализации проектов расторгнуты 10 соглашений, соответствующая информация на сайте размещена только по одному. Из 36 действовавших соглашений в корпорации имеется информация инвесторов об объемах инвестиций только по 14 проектам, представленная с нарушением периодичности и сроков, контроль ее достоверности не осуществлялся. Согласно отчетам корпорации исполнение показателя по объему привлеченных инвестиций составило: в 2019 году — 527,4 млн руб., в первом полугодии 2020 года — 597,7 млн руб.»,— говорится в заключении ГКК.

В этот объем включены инвестиции по проектам, сопровождение которых не осуществляется за счет бюджетной субсидии. Это, по мнению аудиторов, привело к завышению показателей. Фактически, по данным проверки комитета, корпорация привлекла соответственно 482,1 млн в 2019 году и 117,7 млн в первом полугодии 2020 года. По проектам, сопровождаемым корпорацией, объем инвестиций составил только 0,5% общего объема по республике. На содержание организации направлено 60,6 млн руб. или 12,5% от объема инвестиций по сопровождаемым проектам, отметили в ГКК.

«Результаты проверки свидетельствуют о том, что министерством экономики не обеспечен надлежащий контроль использования корпорацией бюджетных субсидий, в том числе достоверности показателей результативности»,— сделали вывод проверяющие.

Отмечается, что помимо корпорации, поддержкой инвесторов республики занимаются АНО «Центр развития бизнеса», а также отраслевые органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. «В этой связи оценить эффективность деятельности корпорации по привлечению инвестиций в основной капитал и, соответственно, эффективность использования бюджетной субсидии, не представляется возможным»,— заявили в контрольном комитете.

В Корпорации развития республики с выводами ГКК не согласились. По словам врио генерального директора корпорации Владимира Смирнова, во внимание стоит принять хотя бы отдельные детали, которые «совершенно не соответствуют действительности». «Аудиторы сравнили общий объем инвестиций в основной капитал и сумму фактически вложенных проектов, получив 0,5%. Однако по законам экономики и сложившейся инвестиционной практике средний срок реализации проектов составляет три-пять лет, и некорректно говорить об эффективности реализации проектов, используя временной интервал в один год. Исходя из общей суммы портфеля инвестиционных проектов, находящихся на сопровождении КРУР в 2019 и 2020 годах, — 20 млрд руб. — вклад корпорации составляет почти пятую часть годового объема инвестиций, которые будут вложены инвесторами в течении срока реализации инвестиционного проекта»,— пояснил господин Смирнов.

Врио гендиректора корпорации также добавил, что не восемь, а всего одно соглашение было заключено без положительной оценки со стороны профильного министерства. Впоследствии оно было расторгнуто еще до начала проверки и никак не повлияло на выполнение показателей эффективности.

Он отметил, что ГКК сделал вывод о неустойчивом финансовом положении корпорации, основываясь только на показателях стоимости чистых активов. Однако делать выводы только по одному показателю — некорректно, говорит он. Согласно данным, предоставленным КРУР, доходы от предпринимательской деятельности в 2019 году выросли по отношению к 2018 году в два раза, стоимость имущества корпорации за последний год выросла на 30%. Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку и снижение инвестиционной активности, 2020 год корпорация намерена закончить с прибылью, добавил господин Смирнов.

«Создается впечатление, что задача этой проверки была больше создать информационный повод, чем найти реальные нарушения и добиться их устранения»,— подчеркнул представитель корпорации.

По итогам заседания в корпорацию, минэкономики и минимущества направлены представления о необходимости устранения выявленных недостатков и нарушений, которые подлежат рассмотрению в месячный срок.

Отметим, что в повестку заседания сессии госсовета Удмуртии, которое состоится завтра, включен вопрос о досрочном освобождении от должности руководителя Государственного контрольного комитета Бориса Сарнаева.

На предыдущем заседании парламента депутаты приняли поправки, по которым снизили предельный возраст для руководителя ГКК с 65 лет до 60. Борису Сарнаеву 62 года.

Политолог Александр Балицкий отмечает, что в последнее время возникает ощущение, что обе стороны противостояния торопятся. «Госсовет Удмуртии и администрация главы какое-то время выжидали, но теперь заторопились, приняв изменения в закон, касающиеся возраста руководителя ГКК. При этом полноценной оценки правомерности таких поправок не было. Борис Сарнаев в свою очередь старается побыстрее набрать ситуации, выступить в роли гонимого за правду, поэтому накануне сессии решил пройтись по корпорации и другим госкомпаниям»,— считает эксперт.

По мнению руководителя Центра политических и информационных технологий VYBORY.PRO Сергея Антонова,большая часть нарушений, выявленных ГКК при проверке хозяйственно-экономической деятельности Корпорации развития республики и выведенных в публичную плоскость, имеет больше политический характер, нежели юридический. «Подобные нарушения и недочеты выявляются при проверках большинства госучреждений и предприятий, а затем, как правило, устраняются по мере их представления. Если же имеются основания для возбуждения уголовного дела, то материалы должны быть переданы компетентным органам. Чего пока мы не видим»,— отмечает господин Антонов.

Михаил Красильников, Оксана Мымрина

Вся лента