С торгцентров сняли ярмаркировку
Перед Новым годом покупатели просто идут по магазинам
Несмотря на вынужденный отказ большинства торгцентров от рождественских ярмарок и праздничных мероприятий, аналитики зафиксировали предпраздничное увеличение активности покупателей. Участники рынка рассчитывают, что в последний месяц года трафик может достичь 85% от докризисных показателей.
Shopping Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) в торгцентрах Москвы по итогам первых двух недель декабря (30 ноября — 13 декабря) увеличился на 4% относительно конца ноября. Такие данные приводит Watcom Group. Эта динамика лучше, чем в первые недели декабря 2019 года: тогда аналогичный рост оценивался в 1,1%. В Санкт-Петербурге аналитики зафиксировали позитивную динамику только на 50-й неделе (7–13 декабря), когда Shopping Index относительно предыдущих семи дней вырос на 6,4%. На 49-й неделе (30 ноября — 6 декабря) еще сохранялся негативный тренд. Президент Watcom Group Роман Скороходов связывает положительную динамику с предстоящими новогодними праздниками.
При этом общая картина остается негативной.
Shopping Index в первые недели декабря 2020 года оказался на 25% ниже, чем за тот же период 2019 года, в Санкт-Петербурге — на 32,2%.
Но некоторые операторы настроены позитивно. Управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов отмечает, что, хотя трафик объектов сейчас ниже на 10–15% год к году, но в начале этого месяца впервые за кризис положительная динамика стала очевидной. Аналитик департамента торговой недвижимости Accent Capital Анастасия Костомахина ждет восстановления трафика перед Новым годом до 85% от докризисных показателей.
Но атмосфера в торгцентрах в этом году не будет такой праздничной, как прежде. Управляющие компании сократили на 70% бюджеты на маркетинговые мероприятия, говорит директор отдела торговых помещений CBRE Марина Малахатько. Президент Союза торговых центров Булат Шакиров подтверждает, что многие крупные объекты добровольно отказались от проведения мероприятий, стремясь снизить риски появления скоплений народа и закрытия магазинов.
Управляющий партнер RedStone Индира Шафикова, организующая тематические ярмарки, говорит, что на одной площадке ее компания размещает 20 рождественских домиков, в этом году будет не более семи. Она поясняет, что в этом сегменте традиционно работают непрофессиональные игроки, которые самостоятельно продают свою продукцию: «Кризис серьезно ударил по их бизнесу, и сейчас они не могут арендовать ярмарочные корнеры в торгцентрах». Булат Шакиров подтверждает, что волна банкротств предприятий малого бизнеса сократила потенциальное число продавцов новогодних ярмарок в торгцентрах.
Госпожа Шафикова добавляет, что торгцентры также активно экономят на украшениях.
Впрочем, у ритейлеров, сохранивших праздничную активность, дела идут хорошо: так по крайней мере утверждают в «Стокманн», где за первые недели работы предновогодних продаж товаров продано больше на 7% год к году, а средний чек вырос на 13%.
Аналитик департамента исследований Cushman & Wakefield Евгения Сафонова не сомневается, что в декабре ритейлеры увидят рост продаж, хотя их общий объем и окажется ниже, чем годом ранее. Директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева все же рассчитывает, что это снижение будет минимальным. «Люди, устав от локдауна, начнут ходить в торгцентры из-за определенной атмосферы»,— предполагает она. Марина Малахатько прогнозирует, что в среднем товарооборот ритейлеров за год сократится на 9% в сопоставимых ценах, добавляя, что активность покупателей перед новогодними праздниками увеличивается всегда, даже в кризисные годы. Но сейчас, по словам эксперта, дополнительными неприятными факторами для торгцентров выступают снижение активности покупателей старше 50 лет (в среднем это 25% от общего трафика) и увеличение до 30% в структуре товарооборота крупных сетей доли онлайн-продаж. В «Обуви России» подтверждают, что рассчитывают в основном на интернет-торговлю.