Девелоперы восполнят дефицит мигрантов
Исправит ли предложение Минстроя ситуацию с нехваткой трудовых ресурсов
Минстрой предложил завезти рабочих, которые уехали домой из-за пандемии, по упрощенной схеме. Однако все расходы придется взять на себя самим компаниям, пишет “Ъ”. Девелоперы оказались в таком тяжелом положении, что готовы пойти и на это. Как говорят власти, нехватка трудовых ресурсов в отрасли начинает приобретать «угрожающие масштабы». Но исправит ли ситуацию ввоз мигрантов? С подробностями — Иван Корякин.
Проблемы с мигрантами во всяком случае в Москве начались еще в апреле, когда мэрия заморозила стройки. Президент Crocus Group Араз Агаларов в интервью РБК тогда называл это большой ошибкой, называя общежития для рабочих «изоляционными карцерами». В мае стройплощадки начали постепенно открывать. Тогда же набирала обороты программа льготной ипотеки.
Правда, оказалось, что мощности уже не те — с начала пандемии из России, как говорил вице-премьер Марат Хуснуллин, «вымылось» 1,5 млн мигрантов. Это почувствовали на всех уровнях. Так, директор по развитию компании «Альянс-Строй», которая занимается строительством и ремонтом в коммерческих помещениях, Александр Лучинкин теперь с трудом находит рабочую силу: «Когда началась пандемия, много людей уехало из России. После того как где-то границы вновь открылись, люди все равно остались дома и сюда не вернулись: начинаешь искать рабочих, а их нет. Те, кто остался, подняли цену в среднем на 40%».
Минстрой предлагает нехитрое решение: если строителей не хватает, их необходимо завезти. Всю ответственность придется взять на себя приглашающей стороне — в данном случае девелоперам. Им нужно будет протестировать мигрантов на коронавирус, поставить их на учет и оформить с ними трудовые отношения. Раньше строители могли сами приехать в Россию, а потом уже искать работу, причем не всегда официальную.
Девелоперам это под силу, уверен председатель профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов. А вот обеспечить нормальные условия труда многие, скорее всего, не смогут. «На стройках часто игнорируются положения Трудового кодекса Российской Федерации. Рабочим не предлагают восьмичасовой рабочий день и 40-часовую рабочую неделю. Во всяком случае те мигранты, которые приходят к нам со строек, в один голос говорят, что работают десять часов в день по шесть, а иногда и по семь дней в неделю. У кого-то есть один выходной, у кого-то два выходных в месяц»,— отмечает Каримов.
Зато зарплаты на стройках на фоне дефицита мигрантов выросли. Один из региональных девелоперов, говорил вице-премьер Хуснуллин, до COVID-19 платил рабочим по 40 тыс., а с начала пандемии — 90 тыс. Но даже такими суммами на стройплощадки невозможно завлечь россиян, жалуются чиновники. Настоящих специалистов мало и среди соотечественников, и среди гастарбайтеров. Пример тому — некоторые дома, построенные по программе реновации, где корзины для кондиционеров есть, а трасс нет.
Так что простым завозом мигрантов проблему не решить, говорит экс-совладелец «Мортона», президент группы компаний «Основа» Александр Ручьев: «Вопрос трудовых ресурсов стоит очень остро, потому что рабочие профессии в России, к сожалению, вырождаются. Становится сложнее найти и каменщиков, и фасадчиков, и маляров-штукатуров.
Численность людей, владеющих соответствующими навыками, неуклонно снижается.
Здесь надо двигаться, наверное, не только путем ввоза мигрантов — это тоже неквалифицированная рабочая сила — а повышать престиж профессий».
Как изменился спрос на услуги ремонтных бригад
Да и настолько ли серьезен дефицит мигрантов? Если опираться на данные МВД, то их число сократилось всего на четверть — с 4 млн до 3 млн. Но если в строительстве нехватка кадров приобретает, как говорят чиновники, «угрожающие масштабы», возможно, проблема в том, что на объектах трудились неучтенные нелегалы? Если так, то легко понять нежелание работать на стройке. Лучше уж податься в курьеры.