Вор такое кино
Суд изучил доказательства по делу нижегородского авторитета Цезаря
В Нижнем Новгороде продолжается суд по делу вора в законе Виктора Жаринова, известного как Цезарь и обвиняемого в занятии высшего положения в преступной иерархии, что с 2019 года является уголовным преступлением. Прокуратура представила суду видеокадры допроса Цезаря, на которых он сначала не отвечает на вопрос о своем криминальном статусе, а потом признает его. На видеосъемках допросов других пяти авторитетов, признавших свой криминальный ранг, обвиняемый узнал лишь Олега Пирогова, хотя, по версии следствия, писал тюремные записки, ставшие доказательством по делу, вместе со Звиадом Озмановым. Защита Цезаря считает эти письма сомнительной уликой, а в видеозаписях усматривает признаки монтажа. Сомнения у адвокатов возникли и по поводу эпизода с похищением человека ради возврата воровского общака, обвинение по которому также предъявлено Виктору Жаринову и его предполагаемым подельникам.
Во вторник Нижегородский областной суд изучил доказательства стороны обвинения по делу вора в законе 37-летнего Виктора Жаринова, известного в криминальных кругах как Цезарь. Отбывал наказание Цезарь лишь однажды, в 1999 году за разбой. Его вместе с авторитетом Артуром Большим (Арутюнян) и жителем Чебоксар Сергеем Голубевым обвинение считает организаторами похищения ульяновских коммерсантов Дмитрия Платонова и Юрия Лопатина. Также Виктору Жаринову по недавно введенной в УК РФ ст. 210.1 инкриминировали «занятие высшего положения в преступной иерархии».
Как рассказывал “Ъ-Приволжье”, следствие заявило о коронации Цезаря на воровской сходке в 2013 году, в которой принимали участие Василий Христофоров (Воскрес), Владимир Вагин (Вагон, найден повешенным в тюрьме), Владимир Баркалов (Блондин), Олег Пирогов (Циркач), Георгий Сорокин (Жора Ташкентский), Роман Кащаев (Рома Краснодарский), Звиад Озманов (Звиад Тбилисский) и другие авторитеты, которые поручили обвиняемому контролировать криминалитет в Нижегородской области.
В качестве доказательства прокуратура представила видеозаписи портала «Прайм Крайм» с кадрами задержания Цезаря в Ялте в 2014 году через год после коронации. На одной из них видно, как Виктор Жаринов признает свой криминальный статус, не желая поначалу отвечать на соответствующий вопрос. Остальные пять записей содержали признания воровских рангов Блондином, Циркачом, Жорой Ташкентским, Ромой Краснодарским и Звиадом Тбилисским.
Виктор Жаринов узнал себя на кадрах и без подробностей сообщил, что из перечисленных лиц знает лишь Циркача. Со Звиадом Тбилисским, по фабуле обвинения, Цезарь отправлял по тюрьмам так называемые «прогоны» (записки, содержащие воровской указ, которые ходят из рук в руки между заключенными), заявленные еще одним доказательством по делу. Судя по оглашенным в процессе копиям записок, Витя Цезарь и Звиад Тбилисский поздравляли арестантов с Новым годом и затем с Рождеством, призывая из «хаты 4/25» отдыхать аккуратно, не злоупотреблять алкоголем и отказаться от «всякого кайфа». Также сидельцев призывали не регистрироваться в соцсетях, чтобы «легавые» не провоцировали конфликты с арестантами и не «устраивали шмон» (обыски). Доказательствами по делу обвинение заявило и представленные ФСБ тюремные переписки о том, что «воровскую семью с мая 2013 года пополнили» Андрей Ткаченко (Ткач) и Витя Цезарь.
По поводу видеозаписей Виктор Жаринов пообещал позднее дать подробные показания в суде (допрос обвиняемых с учетом стадии доказательств сторон состоится не раньше февраля), а защита сразу назвала их монтажом.
Адвокаты указали, что видео состоит из двух частей: на первой Виктор Жаринов отказывается сообщать следователю свое положение в криминальном мире, а на второй в ответ на вопрос, является ли он вором в законе, почему-то вдруг отвечает утвердительно. Поэтому защитники не исключили, что видео склеено в нужном месте. Также адвокаты указали, что в похожем деле в отношении вора в законе Шалвы Озманова (Кусо) Мосгорсуд признал недопустимым доказательством аналогичные записи «Прайм Крайма». Тем не менее Кусо осудили по характерным воровским татуировкам, которые, как утверждает обвинение, есть и у Виктора Жаринова.
Его причастность к тюремным «прогонам» защитники также поставили под сомнение: по некоторым данным, у Цезаря с Звиадом Тбилисским якобы был конфликт, и вряд ли бы они подписывали вместе одну записку. Тем более, юридически доказать принадлежность к тем или иным незадокументированным запискам с печатными от руки буквами почти невозможно, полагают адвокаты. Таким образом, считает защита, представленные в суде копии «прогонов» даже без их оригиналов могут быть изготовлены кем угодно, вплоть до сотрудников ФСИН и правоохранительных органов.
Судебное следствие продолжается и по другому эпизоду с участием Виктора Жаринова о похищении коммерсантов (подробно об этом “Ъ-Приволжье” писал 17 сентября). В основу обвинения легли показания ульяновских предпринимателей Дмитрия Платонова и Юрия Лопатина, которых Артур Арутюнян попросил обналичить 13,2 млн руб. якобы из нижегородского воровского общака через расчетные счета местного ООО «Спецстройинжиниринг» и ульяновского ООО ПСС. Компания ПСС была оформлена на рабочего завода «Авиастар» Юрия Лопатина ульяновским бизнесменом Дмитрием Платоновым. Когда эта ульяновская фирма получила два транша от «Спецстройинжиниринга», Сбербанк заблокировал операцию как подозрительную. Чтобы вернуть «застрявшие» деньги, полагает обвинение, авторитеты переоформили ООО ПСС на подконтрольного им Алексея Богуславского. Сделать это они смогли только похитив Дмитрия Платонова и Юрия Лопатина и удерживая их на съемных квартирах в Нижнем Новгороде до марта, пока они не согласились переписать предприятие.
Однако судебный допрос похищенных и похитителей показал, что они были старыми приятелями и занимались совместными бизнесами, в том числе оказывали услуги по оформлению на себя компаний и перепродаже юрлиц. При этом выяснилось, что Дмитрий Платонов многим задолжал в Ульяновске и к нему стали наведываться решальщики от местных авторитетов и требовать деньги. Неясной остается и судьба спорных денег: как показала представитель «Спецстройинжиниринга», компания выполняла гособоронзаказ в закрытом городе Сарове и перечислила ООО ПСС указанную сумму за поставку материалов. Адвокаты не исключают, что в итоге деньги оказались у ульяновских бандитов, и один из фигурантов дела, Арутюн Варданян, вынужден был обратиться за помощью к знакомому Артуру Арутюняну, который мог пообещать прикрыть приятеля и попробовать вернуть деньги фирмы, но не заказывал похищение, возможно оказавшееся «импровизацией» самого Варданяна.
Следующее заседание назначено на 24 декабря. Предполагается, что на нем допросят секретных свидетелей обвинения.