Туристам будет не до экскурсий
Драйвером рынка может стать пляжный отдых
Настроившись на выход на докризисный оборот в 2022 году, большинство участников туррынка признают, что не все сегменты отрасли восстановятся равномерно. Проще всего вернуть спрос будет массовому пляжному туризму, в то время как возобновление интереса к культурно-познавательным путешествиям затянется. Туристы отказываются от экскурсионных программ из экономии, а летний отдых на море для многих — обязательный минимум.
Большинство участников туристического рынка ждут, что их выручка восстановится до уровня 2019 года в 2022 году. Такую позицию занимают 44% компаний, опрошенных KPMG. Прогноз в компании называют умеренно оптимистичным. Еще 30% респондентов планируют вернуться к докризисным оборотам в 2021 году, 26% — ждут восстановления бизнеса в 2023 году и позднее.
В KPMG отмечают, что ожидания рынка в целом совпадают с базовым прогнозом Euromonitor, по которому выездной турпоток из России восстановится в 2022 году. Аналитики поясняют, что это может произойти быстрее, чем возвращение выручки бизнеса на докризисный уровень.
В KPMG говорят, что представители турбизнеса, придерживающиеся позитивного сценария, рассчитывают на реализацию в 2021–2022 годах отложенного спроса.
Аналитики поясняют, что важную роль для бизнеса играет открытие границ: растущие потоки внутри страны не восполняют потери от отсутствия выезжающих за рубеж туристов. Респонденты KPMG, придерживающиеся негативного сценария, полагают, что рост бизнеса в 2021 году будет в значительной мере сдерживать необходимость выполнять обязательства по купленным до пандемии COVID-19 турам, общие опасения туристов относительно поездок за рубеж, снижение их доходов и дополнительные затраты бизнеса на соблюдение новых санитарных требований.
2,36 миллиарда рублей
составила во втором квартале 2020 года общая выручка туроператоров и турагентов от продаж, по данным KPMG
Партнер KPMG Николай Легкодимов отмечает, что негативными для турбизнеса в России стали в основном март—июнь, а во второй половине года благодаря отложенному спросу выручка таких сегментов, как общественное питание и экскурсионная деятельность, выросла относительно аналогичного периода прошлого года. Но у остальных сегментов результаты оказались не такими позитивными: оборот средств размещения в третьем квартале оказался на 16% ниже, чем годом ранее, выручка туроператоров и турагентов в среднем по рынку упала в два раза, поясняет он.
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе ждет, что 2021 год будет для туристического бизнеса хуже, чем текущий.
Эксперт связывает это с необходимостью выполнения отложенных обязательств, отсутствия на зимний сезон массовых туристических направлений и неопределенных перспектив относительно лета: «Пока непонятно, что и в каком объеме можно продавать по акциям раннего бронирования».
По расчетам KPMG, наиболее пострадавшим от пандемии стали культурно-познавательный и событийный туризм. Снижение спроса на эти услуги отметили 74% и 58% респондентов соответственно, что связано с закрытием и ограниченной работой объектов и отменой мероприятий. Быстрых темпов восстановления направления ждет 21% участников исследования.
Наиболее уверенное возобновление активности, по мнению бизнеса, может произойти в сегменте пляжного отдыха. О том, что его восстановление будет быстрым, KPMG заявили 77% респондентов. Хорошую положительную динамику пляжный отдых может продемонстрировать благодаря относительной дешевизне, доступности и широкой популярности у населения, считают аналитики.
Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин поясняет, что если в целом туррынок внутри России в этом году потерял 15–20% клиентов по сравнению с прошлым годом, то в сегменте экскурсионных поездок падение достигает 40–50%.
Эксперт связывает предстоящее медленное восстановление сегмента с падением доходов: поездка на море летом — обязательная программа для большинства семей с детьми, тогда как познавательные поездки совершаются по остаточному принципу и из-за кризиса от них отказываются в первую очередь.