Мерил Стрип вернули на выпускной
Звуки прошлого века в фильме Райана Мерфи
На Netflix вышел «Выпускной» — экранизация одноименного бродвейского мюзикла Чеда Бегелина и Боба Мартина с музыкой Мэттью Склара. Режиссером фильма стал Райан Мерфи, за последний год выпустивший сериалы «Политик», «Голливуд» и «Рэтчед» — все как один в узнаваемом визуальном стиле с ядовитыми красками и яркими токсичными персонажами,— но полнометражное кино последнее время предпочитавший в основном продюсировать. Зачем он взялся за «Выпускной» и что из этого вышло, рассказывает Борис Барабанов.
Мюзикл «Выпускной» оказался близок Райану Мерфи по двум причинам. Во-первых, школьные иерархии на музыкальном фоне — его любимая тема еще со времен культового «Хора» (Glee), в котором команда школьных аутсайдеров собиралась, чтобы ставить мюзиклы. Школа как модель общества неравенства показана и в относительно свежем «Политике». Во-вторых, Мерфи, как и героиня «Выпускного» Эмма, жил в Индиане и тоже не мог привести на школьный выпускной своего возлюбленного.
В основе бродвейского мюзикла лежала реальная история. В 2011 году старшеклассница Констанс Макмиллен решила надеть смокинг и прийти на выпускной вечер в городе Фултоне, Миссисипи, под ручку со своей одноклассницей. Однако школьный совет запретил ей это сделать, а потом и вовсе отменил выпускной. Констанс Макмиллен отстаивала свои права при поддержке известных артистов. Среди прочих за нее вступились группа Green Day, ведущая популярного кулинарного телешоу Кэт Кора и участник бойз-бэнда ‘N Sync Лэнс Басс. Они организовали кампанию в соцсетях, в результате которой у Макмиллен появились средства на то, чтобы провести свой собственный выпускной.
В мюзикле звезды приехали прямо в Эджуотер, Индиана, чтобы помочь главной героине. Но в сюжете, придуманном для сцены, десант знаменитостей сам, по сути, состоял из лузеров. Бродвейские знаменитости Ди Ди Аллен и Бэрри Гликман только что пережили провал мюзикла «Элеанор!», в котором они играли супружескую чету Рузвельт. Энджи Дикинсон только что потеряла работу в мюзикле «Чикаго», где двадцать лет ждала роли Рокси Харт, танцуя в кордебалете. Выпускник Джульярда Трент Оливер зарабатывает на хлеб за барной стойкой.
В экранной версии «Выпускного» роль Ди Ди Аллен досталась Мерил Стрип, которая, как мы помним по «Mamma Mia!», в мюзиклах играет не хуже, чем в драмах. Ее партнер — телеведущий Джеймс Корден, который в 2019 году появился в провальной киноверсии «Кошек» Эндрю Ллойда Уэббера. «Выпускной» стал для него шансом реабилитироваться в жанре. Роль Трента получил лауреат Grammy и звезда мюзикла «Книга Мормона» Эндрю Рэннеллс. Роль Энджи Дикинсон в фильме Райана Мерфи исполнила Николь Кидман, которая также всегда отлично справляется с образами поющих героинь, достаточно вспомнить «Мулен Руж» База Лурмана. Наконец, Алиссу, подругу Эммы, должна была сыграть поп-икона Ариана Гранде, и это довело бы концентрацию звезд в кадре до опасных значений. Но из-за плотного расписания певицы роль досталась Ариане Дебос (ее мы скоро увидим у Стивена Спилберга в новой экранизации «Вестсайдской истории»).
Спасать Эмму (Джо Эллен Пеллман) бродвейская четверка решила с корыстным умыслом — чтобы снова обратить на себя внимание. Но прежде чем исправить чужую жизнь, каждому из героев нужно было наладить свою. Вполне рабочая драматургическая модель, а с таким набором артистов можно было горы свернуть. Но Райан Мерфи любовался прежде всего Мерил Стрип. Джеймс Корден играет роль ее душевного подпевалы, но его собственной травме в фильме уделено уже гораздо меньше времени, и излечивает он ее буквально в два счета. Персонаж Рэннеллса еще менее внятен. Его задача — вразумить молодежь, которая травит Эмму, и на это ему отпущен ровно один песенный номер. Но больше всего жаль Николь Кидман. Подобно ее героине, она почти весь фильм прозябает на периферии сюжета. Хотя номер «Zazz» (в русском переводе — «Харизма») исполнен ею блестяще.
«Выпускной» мог бы стать отличным высказыванием об активизме в артистической среде. Когда глава школьного совета и по совместительству мама Алиссы (Керри Вашингтон) бросает Ди Ди Аллен: «Играли бы вы дальше на сцене, а не лезли в активисты», кажется, что сейчас Райан Мерфи поведет разговор о том, насколько глубоко может художник «залезть» в общественную жизнь. Но этого разговора не будет. Ему важнее успеть показать все наряды и парики Мерил Стрип.
Ключевой момент фильма — исполнение Эммой песни «Unruly Heart» для аудитории, которая внимает ей у своих лэптопов. Публика этого онлайн-концерта целиком состоит из молодых людей, предпочтения которых описывают буквы аббревиатуры LGBTQ, а над головой у девушки виден радужный нимб. В Эмме зрители находят друга, который дает им понять, что даже в своих маленьких городках с консервативными традициями они могут не чувствовать себя одинокими.
Эта нота могла бы перевесить все недостатки фильма. При одном условии: если бы музыка Мэттью Склара была хоть немного интересна с точки зрения сегодняшнего дня. Но весь песенный ряд «Выпускного» — это старомодный и очень пресный бродвейский материал, который мог быть написан в любой момент в течение последних 60 лет. Музыкальные номера сделаны по хитовым лекалам, но воодушевиться ими можно, разве что будучи убежденным в том, что бродвейский мюзикл — это по определению хорошо. Надо было сильно постараться, чтобы, имея такую сюжетную основу и такой актерский состав, создать зрелище, которое вообще не трогает музыкально, каждый кадр и каждая нота которого — привет из прошлого века.