Московские предприниматели готовятся к проверкам

Почему они ожидают усиления контроля со стороны властей

Розничный бизнес опасается усиления санитарных проверок в преддверии Нового года и принимает меры по снижению потока посетителей. Во вторник стало известно, что один из крупнейших столичных торговых центров, «Европейский», могут закрыть на три месяца из-за нарушений противововирусных правил. В российском Союзе торговых центров предполагают, что с приближением праздников таких случаев может оказаться еще больше, поскольку москвичи устремятся в магазины за подарками. Тем временем власти города признались, что поводом для проверки торговой точки или заведения общепита может стать фото или видео из соцсетей. Так ждать ли бизнесу ужесточения контроля за соблюдением санитарных требований? Выяснял Григорий Колганов.

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

По сообщениям оперштаба Москвы, за последние пару месяцев под угрозой закрытия оказались торговый центр «Охотный ряд», студия маникюра Лены Лениной, клуб Adrenaline Stadium, концертный зал «Известия Hall» и вот теперь «Европейский». “Ъ FM” направил запрос торговому центру. Судя по заявлению столичных властей, посетители объекта не соблюдают в должной мере социальную дистанцию и масочно-перчаточный режим.

Бизнес давно удивляется, почему должен отвечать рублем за нерадивых клиентов. Но раз уж практика такова, нужно сделать так, чтобы поток людей в преддверии праздников как-то снизился, рассказал “Ъ FM” президент Союза торговых центров Булат Шакиров: «Традиционно последние две недели считаются самыми посещаемыми. Но мы специально просим участников Союза торговых центров не проводить массовых маркетинговых мероприятий, не собирать большого количества людей, потому что это может быть расценено властями как организация публичных сборищ, это все потенциально опасно и может подвигнуть нашу власть закрыть объекты или ограничить их деятельность».

До приостановки деятельности торговых центров, скорее всего, не дойдет. Согласно статистике властей, из 37 тыс. столичных предприятий, уличенных в несоответствии санитарным требованиям, временно закрыли чуть больше 200 объектов, и то за повторные нарушения. Но и штрафов в 300 тыс. или 500 тыс., предусмотренных в таких случаях, достаточно для того, чтобы похоронить бизнес, по крайней мере, некрупный.

Основатель компании «Цветочный ряд» Иван Утеньков столкнулся с денежными санкциями еще весной и теперь делает максимум для того, чтобы комар носа не подточил. В противном случае торговые точки придется закрыть. «Заходит проверяющий сразу с телефоном, у девочки-кассира, например, приспущена маска, чтобы подышать — клиентов нету. Это сразу штраф физического лица на 5 тыс. руб. и на 300 тыс. руб. для организации. Мы получили таких штрафов порядка, наверное, пяти. Поэтому я под Новый год ожидаю проверки, мы будем предельно внимательны. В случае если нас обложат штрафами, это может привести к закрытию многих магазинов для оптимизации расходов»,— пояснил Утеньков.

При этом бизнес предполагает, что проверок теперь станет больше, ведь, как рассказал глава контрольного управления Москвы Евгений Данчиков, поводом для инспекций могут стать публикации о санитарных нарушениях в соцсетях. Основатель компании «Экоофис», владелец нескольких торговых центров Андрей Ковалев давления властей не боится, к проверкам полностью готов, да и штрафы под угрозу его бизнес не поставят. Но в случае чего он намерен оспаривать наказание, из чувства справедливости: «Я буду судиться, придам этому общественную огласку, потому что я считаю, что мы не виноваты.

Не будешь же каждый раз полицию вызывать, начиная уже с какого-нибудь десятого вызова, полиция просто перестанет приезжать, им надо делами заниматься, а не ерундой всякой.

Решение у нас принимают люди, которые не очень понимают в бизнесе, а, скорее всего, вообще, ничего не понимают, ничего не понимают в экономике, а страдать и мучиться нам приходится».

Собеседники “Ъ FM” отмечают, что в последнее время железная хватка контролеров вроде бы ослабла: якобы есть некое устное распоряжение «не кошмарить» бизнес, на первый раз обходиться предупреждением и не штрафовать по максимуму. Но ресторанный омбудсмен Москвы Сергей Миронов о таком не слышал и предлагает коллегам готовиться к худшему: «Я не знаю о такой договоренности. Если посетителя пускать без масок и перчаток, ресторан накажут гарантированно. В первый раз работник управы делает снимок, для него этот раз единственный, и потом все это отправляется в суд».

Получается, из-за нескольких нерадивых посетителей и пары фотографий в соцсетях потенциально прибыльный для бизнеса предновогодний период может превратиться в сезон больших убытков. Как тут не пожертвовать продажами ради снижения потока посетителей?

Юлия Репринцева

Вся лента