«Для СУЭК это прежде всего социальный проект»
Инновационное топливо компании помогает решать экологические проблемы Красноярска
Заместитель генерального директора, директор по связям и коммуникациям АО СУЭК, президент Фонда «СУЭК — РЕГИОНАМ» Сергей Григорьев о том, каким образом и с какой эффективностью компания помогает решать вопросы в сфере экологии.
— Почему участие компании в рейтинге лидеров социальной благотворительности оказалось значимым?
— У нас в СУЭК существует широкая система оценки эффективности реализации социальных проектов, есть количественные и качественные показатели, система обратной связи со стейхолдерами. Рейтинг — один из инструментов, позволяющих анализировать нашу социальную и благотворительную работу. Это то, как видят нашу работу эксперты и коллеги по профессиональному сообществу. И возможность сравнить себя с другими лидерами. Для СУЭК, как для компании, которая постоянно нацелена на развитие, такая оценка важна: она помогает совершенствовать нашу деятельность в сфере устойчивого развития. То, что два года назад СУЭК стала победителем «Лидеров корпоративной благотворительности» и в прошлом году — послом благотворительности проекта, для нас очень высокая оценка и понимание того, что мы идем в правильном направлении.
— Ваш выбор пал на инновации для чистого неба. Почему?
— Принципы устойчивого развития и применение в своей стратегии факторов ESG для нашей компании безусловные приоритеты. Во многом исходя из этого мы формируем свою социальную деятельность. Почему именно этот проект — я могу назвать две причины. Во-первых, потому, что вопрос качества воздуха сегодня как никогда актуален для крупных городов. Экология — один из важных показателей качества жизни. Для нас, как для компании, ставящей целью повышать качество жизни в регионах, где работают наши предприятия, это, безусловно, важно. Ведь это здоровье и благополучие наших сотрудников и членов их семей. Вторая причина — бытующее подчас заблуждение о неэкологичности угля. Мы стремимся показать, что разумный, рациональный подход, ответственность в сочетании с широким спектром современных технологий позволяют говорить об угле как чистом виде топлива.
— Какие тактические задачи должен был решить проект?
— Красноярск — город, где вопрос чистого воздуха стоит особенно остро. Наверное, многие слышали про режим черного неба, который периодически вводится в городе в зимний период, когда серая пелена ложится над мегаполисом. «Черное небо» вызвано целым комплексом причин: это и особенности градостроения, когда лежащий в котловине город в силу непродуманной застройки не проветривается, и рост числа автомобилей, и деятельность промышленных предприятий в городе, существенный вклад вносит и так называемый частный сектор — домохозяйства без центрального отопления. Еще раз повторю: факторов, приводящих в итоге к большой проблеме с качеством воздуха в городе, несколько, и каждый из них вносит свою толику. Руководство региона и города при поддержке федерального центра очень плотно и деятельно работают над этой проблемой. Но, как и в любом вопросе, здесь важно объединять усилия всех: и властей, и бизнеса, и горожан.
Со своей стороны мы решили внести свой вклад в снижение выбросов от частного сектора. Частный сектор в Красноярске — это более 13 тыс. домохозяйств. Есть дома, топящие печи зачастую чем придется: не только разного качества углем и дровами, но порой даже мусором! И продукты сгорания всего этого напрямую через печные трубы попадают в воздух города. Причем речь здесь идет о так называемых низковысотных выбросах, которые представляют наибольшую опасность для здоровья и которые оказывают наибольшее влияние на качество атмосферного воздуха в приземном слое. По оценке минэкологии Красноярского края, выбросы от индивидуального сектора и других неучтенных источников составляют около 10% от общего объема — это фактически уровень огромного промышленного производства.
Что предложила СУЭК? Использовать для частного сектора инновационный продукт глубокой переработки бурого угля — бездымные топливные брикеты. В основе технологии «Сибирского брикета» — частичная газификация угля с применением натуральных связующих компонентов. Из угля удаляются смолистые вещества, остается практически только углерод, который прессуют в брикеты, пригодные для использования во всех видах бытовых печей и котлов.
— Каким образом проходило внедрение в жизнь инновации? Был ли апробационный период?
— Конечно! Сначала нужно было исследовать возможные масштабы реализации проекта. В феврале—марте 2019 года в Красноярске по инициативе и при активном участии правительства Красноярского края, министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, администрации Красноярска был реализован беспрецедентный социально-экологический проект. Жители более чем 9,3 тыс. домовладений бесплатно получили по 300 кг бездымного брикета. Наши волонтеры развозили уголь по домам, рассказывали, как правильно его использовать. Из указанного количества домовладений эксперимент, как показал опрос, поддержало большинство домов, используя топливо строго в обозначенные проектом сроки.
Для нас была важна обратная связь, поэтому мы собирали отзывы жителей частного сектора, входящего в зону реализации проекта, отзывы экспертов, организовали оперативное реагирование на обратную связь от жителей (например, когда поступали вопросы, как правильно разжигать бездымное топливо, наши волонтеры оперативно выезжали и на месте проводили своего рода ликбез). И, конечно, анализировали данные мобильной экологической лаборатории Минэкологии края для оценки экологичности продукта при его использовании в реальных условиях. Передвижными лабораториями было сделано 212 выездов, выполнено 1293 элементоопределения. Анализ проводился по таким показателям, как оксид углерода, диоксид серы, диоксид и оксид азота, взвешенные вещества, сажа, бензапирен. Причем все это делалось максимально открыто, с полным доступом к информации СМИ, общественников, активных жителей, ведь нам была нужна полностью объективная картина.
— Что показал тестовый период? Как реагировали жители?
— Анализ данных показал значительное снижение концентрации в воздухе всех основных загрязняющих веществ вплоть до величины, находящейся ниже предела обнаружения. Концентрация вещества первого класса опасности — бензапирена — снизилась в 3,8–6,0 раз, а в отдельные дни — до показателей, находящихся ниже пределов обнаружения. Независимые замеры экологов-общественников Красноярского отделения Российской экологической партии «Зеленые» также подтвердили существенное снижение концентрации вредных веществ при использовании бездымного топлива в частном секторе.
Про реакцию жителей скажу, что она была даже лучше, чем мы ожидали. Внедрение нового всегда сопряжено с трудностями. Поначалу было много вопросов, подчас скепсиса. Это было ожидаемо, и именно поэтому мы изначально ориентировались на абсолютную информационную прозрачность, на любые вопросы, даже каверзные, отвечали публично.
Понятно, что трудно привыкать к новому, чтобы топить печь не дающим выбросы брикетом. Условно говоря, мусор можно бесплатно насобирать, брикет же стоит некоторых денег. Здесь можно провести аналогию с бензином: сегодня уже мало кто помнит, что был такой 76-й и даже 72-й бензин и из выхлопных труб автомобилей клубился черный чад, сегодня же переход на более экологичные, современные марки бензина совершен, и все мы нормально заливаем в баки своих машин качественное топливо. Так и с переходом на брикеты: нужно некоторое время.
— Экологический эффект очевиден. Для компании это коммерческий проект?
— Для СУЭК это прежде всего социальный проект, а не коммерческий. Объясню. Мы, как социально ответственная компания и надежный партнер Красноярска и Красноярского края, пошли на важный шаг, максимально снизив цены на брикет, практически уровняв его со стоимостью традиционных видов топлива. При этом инвестировав немалые средства в создание нового производства и изучая возможности его расширения. Бездымные брикеты — это не про прибыль, это про качество жизни в регионах, где мы работаем. Мы идем на это сознательно, чтобы добиться заметных всем сдвигов в качестве красноярского воздуха
— Проект будет развиваться?
— Безусловно! Первые результаты, я говорю и об экологических показателях, и об отношении жителей, показали востребованность проекта и возможности для его расширения. Бездымные брикеты уже тестируются в Республике Тыва, где также частный сектор вносит существенный вклад в состояние атмосферного воздуха в населенных пунктах, у нас есть очень активные запросы из других городов Красноярского края, Республики Бурятия, Забайкальского края, Хакасии. Это все наши регионы, и мы стремимся им помогать. Нам не все равно, как живут в них люди, а это наши сотрудники, их семьи, жители наших городов и поселков.