Не теряя корни
Елена Кравцун о глобальном интересе к локальным брендам
Известный американский fashion-фотограф Билл Каннингем говорил: «Мода — это ваши доспехи для выживания в повседневной жизни». В этом году мы чаще стали предпочитать «доспехи» от местного производителя фаст-фэшн брендам.
Интерес к локальному рынку, дизайнерам и производствам, конечно, сформировался не сегодня — эта тенденция наметилась еще два года назад как реакция на глобализацию. Все стало слишком одинаковым: фэшн-гиганты в погоне за успехом копировали друг друга, и в результате коллекции стали похожими до степени смешения. Глобальная пандемия подстегнула тренд на локальное: в первую волну многие мировые бренды стали закрывать магазины и останавливать производство, что открыло большие возможности для местных компаний. Да и клиенты в условиях локдауна стали осознаннее покупать у брендов, с которыми они разделяют схожие ценности. Спрос на местные товары значительно вырос, поскольку люди стали глубже осознавать проблемы, связанные с модной индустрией, и тот ущерб, который она наносит окружающей среде. Выросло и число местных брендов, которые стали более инклюзивными. Интерес проснулся не просто к местному, а к индивидуальному, небольшому, более интимному.
Закрытые границы сильно поспособствовали развитию этой тенденции и в России, вынудив туристов поехать по стране.
«Все вдруг обнаружили, что мы живем в очень красивой и очень разной стране,— говорит Ольга Михайловская, историк моды и соосновательница онлайн-проекта FRONT.— Кроме того, у нас выросло поколение, для которого российское не значит ущербное, а наследие выглядит не старьем, а, наоборот, новым, свежим и при этом генетически узнаваемым».
В онлайн-магазине FRONT журналиста Ольги Михайловской и продюсера Евгении Филипповой, запущенном этой осенью, можно найти одежду и аксессуары локальных марок, переосмысливающих русский народный костюм в новом ключе. Дизайнеров основательницы проекта ищут сами по принципу кураторского отбора: вещи должны быть созданы на базе традиции, а носить их можно каждый день.
Шелковое платье с отделкой елецким кружевом, жакет, выполненный в лоскутной технике, или рубаха с трогательной вышивкой несут в себе заряд ностальгии по безопасным временам. В этой одежде много тепла и смысла, она связывает нас с Родом, родиной, семьей, напоминает о том, как мама и бабушка вышивали и вязали зимними вечерами. На этом полюсе местных маленьких марок сплотились единичность, ручной труд, уникальность, даже какая-то шероховатость, которая только подчеркивает: эти вещи сделаны живым человеком, в отличие от кожаных плащей и технологичных комбинезонов в духе Тринити из «Матрицы», создающихся машинами.
Дизайнеры, представленные на платформе FRONT, показывают, что национальный костюм тоже может выглядеть современно. «Мы попытались воспроизвести крой крестьянской рубахи, хотели его адаптировать к современной жизни и просто обомлели,— рассказывает Ольга Михайловская.— Кроме тканей и приемов обработки ничего менять не надо. Это просто современная вещь». То же самое и с сарафанами, чей крой иногда и вовсе напоминает спортивную одежду. Как и в любом народном костюме, в русском соединились удивительная практичность и комфорт, потому что создавался он не для праздной жизни, а для работы. Хотя и праздничный костюм должен был давать свободу движениям — танцы ведь на праздниках были всегда.
Самобытный художник и великий знаток народных мотивов и русских сказок Иван Билибин считал, что «бывает красота движения и красота покоя. Русской народный костюм — это красота покоя». В нем действительно чувствуется спокойствие и при этом лихость и необузданность. Много верхней одежды, много слоев, ткани довольно тяжелые, чтобы защищать от холодов. Тем интереснее наблюдать, как дизайнеры все эти слои разбирают и придают каждому из них современную подвижность и легкость.
Ольга Михайловская — о дизайнерах проекта FRONT
Masha Andrianova
Именно Маша, а точнее, подол ее платья, отороченный елецким кружевом, и натолкнул нас на идею создания онлайн-магазина FRONT. Маша выставляла свои работы на Международном культурном форуме в Питере и среди довольно унылых вариаций на тему художественных промыслов ее платье поразило своей современностью. Как ни странно, именно этого подола, фотографию которого Женя Филиппова скинула мне в WhatsApp, мне хватило, чтобы понять, как традиционные ремесла могут жить новой, современной жизнью. Простое елецкое кружево на французском шелке — сочетание, которое совсем не показалось странным, а на удивление гармоничным.
Потом уже мы узнали, что Маша выросла в Париже и там же окончила fashion-школу, что она путешествует по Русскому Северу в поисках настоящих вещей, привозит в Москву все эти крестьянские рубахи и сарафаны в свою студию на Таганке, где их внимательно изучает и «перепридумывает», создавая абсолютно современные, модные вещи. И, конечно, обращается она с этим наследием по-французски изящно и с любовью.
Аня Толстая
Выпускница питерской Академии Штиглица Аня Толстая по образованию художник по текстилю. Она стала делать детскую одежду, в том числе для того, чтобы одеть своих троих детей. Форму, крой, принты в той или иной степени Аня заимствует из русской крестьянской одежды. Ткани вышиваются и расписываются в собственном ателье, то есть Аня делает, по сути, уникальные, штучные вещи, но поскольку изначально все это задумывалось и делалось для реальных детей, пропорция художественного и реалистичного в этих вещах абсолютно идеальная. Даже в принтах сказочные животные, птицы, цветы и ягоды не выглядят избыточно этнографическими. Мало того, эти детские вещи отлично трансформируются во взрослые. Что мы, собственно, и попросили Аню сделать для FRONT. И получили абсолютно нормальные современные вещи, уместные в повседневной городской жизни.
«Дизайн и ремесла»
Эта марка из Карелии. Дизайнер по имени Лада Дымкина, реставратор по образованию, делает стеганые лоскутные вещи, используя остатки тканей, потому что, как сама говорит, «с детства любила старые вещи и никогда не понимала термин "старение" в негативном ключе». Лада досконально изучает разные традиционные техники — валяние, шитье, стежку, но принципиально не занимается реконструкцией, говорит, что ее вещи — это собирательные образы, понятные современному человеку. Утверждает, что может взять крой, цветовую гамму или общую архитектуру, но наполнение всегда будет современным. И хочет, чтобы ее вещи гармонично вливались в современный гардероб и сочетались с любой одеждой, не вызывая противоречий. Мастерская марки располагается в Петрозаводске в здании бывшего Онежского тракторного завода. Все эти лоскутки смотрятся особенно поэтично в брутальных заводских интерьерах. Получается очень модный контраст.
ATLAS_MIRA
Наши любимые чапаны ATLAS_MIRA мы обнаружили в Instagram и при всей их аутентичности руку дизайнера в них сразу почувствовали. Их автором оказалась Аня Давыдова, восемь лет проработавшая арт-директором в издании Harper`s Bazaar Art. Однажды сбежав в археологическую экспедицию в Среднюю Азию, Аня познакомилась с будущим мужем и таким образом, по ее собственным словам, оказалась среди всех этих тканей, чапанов и сюзане. Один чапан привезла в Москву и попросила портниху осовременить обработку, а для подкладки использовала остатки винтажного набивного хлопка из Таиланда. После этого, по ее словам, стала делать чапаны «с расчетом на подкладку-секретик, как это было в те времена, когда Российская Империя только пришла в Среднюю Азию, где не было простых набивных тканей, а только шелк и ручное ткачество. Сейчас во всем мире охотятся за этими чапанами конца XIX — начала XX веков с российским хлопком внутри». Шьются все вещи в Таджикистане из традиционных тканей, которые ткут неподалеку, но все они абсолютно универсальны и носить их можно хоть с джинсами, хоть с шелковыми платьями.