Архив будущего
Энцо Мари в Триеннале
Непримиримый бунтарь и нонконформист, убежденный марксист, одна из знаковых фигур в истории послевоенного дизайна, Энцо Мари скончался 19 октября в Милане в возрасте 88 лет. За два дня до этого в миланском музее Триеннале открылась масштабная ретроспективная выставка его работ, которая продлится до 18 апреля 2021 года. Ее куратором стал Ханс-Ульрих Обрист, важная персона в мире современного искусства, директор лондонской галереи Serpentine.
Энцо Мари стремился демократизировать дизайн, сделать его доступным всем. «Мир не создан только для богатых» — в этом он был убежден. Но придумывая простые, казалось бы, вещи, предназначенные для массового потребителя, он не гонялся за массовым вкусом и не искал простых решений. «Когда я делаю какой-то предмет, и мне говорят: "О, классная работа",— я неизменно спрашиваю себя, в чем я ошибся. Если предмет нравится всем, значит, я констатировал существующую реальность, а это как раз то, чего я не хотел»,— сказал Мари в интервью журналу Domus в 1997 году.
Он выступал против модных веяний и утверждал, что его цель — долговечный дизайн, который будет актуальным и через столетие. За более чем 60-летнюю карьеру Мари создал более 2 тыс. предметов, часть которых находится в коллекции нью-йоркского музея современного искусства MoMA. Он работал для таких брендов, как Danese, Artemide, Zani & Zani, Alessi, Muji, Olivetti. Стал лауреатом более 50 различных премий, в том числе самой престижной награды итальянского дизайна Compasso D'Oro. Преподавал в университетах Пармы, Флоренции, Берлина и Вены, в Академии Каррары и Миланском политехе. Вместе с коллегами Этторе Соттсассом, Вико Маджистретти, Чини Боэри, Андреа Бранци, Пьеро и Акилле Кастильони он был соавтором того уникального феномена послевоенного итальянского дизайна, который Ханс-Ульрих Обрист назвал «миланским чудом».
Энцо Мари родился в 1932 году в очень бедной семье в пьемонтской провинции Новара. Из-за болезни отца ему пришлось бросить школу. Он разносил по деревням капусту, работал каменщиком и продавцом мыла. Доступ в высшие учебные заведения ему был закрыт, единственное учреждение, куда брали без аттестата о среднем образовании, была миланская Академия изящных искусств Брера, студентом которой Энцо Мари стал в начале пятидесятых. Он изучал рисунок, скульптуру, сценографию. Одной из первых его работ стал проект библиотеки-передвижки в автобусе, созданной в 1956 году для издательства Bompiani, которое распространяло книги с колес, разъезжая по стране.
В 1958 году Мари знакомится с Бруно Данезе, решившим открыть компанию, которая будет выпускать дизайнерские вещи, понятные и доступные всем. Для Danese Мари выполнил более 45 предметов и рисунков — от ножа для бумаг до ложек для сервировки салата. Среди его первых моделей были поднос Putrella, похожий на кусок изогнутого рельса, и вечный календарь Timor, в котором можно было подставлять таблички с названием месяцев и дней недели, как в старинном светофоре. Настоящим бестселлером оказался деревянный пазл 16 animali — с ним выросло не одно поколение итальянцев. Это 16 фигурок животных — слон, носорог, верблюд, змея и другие,— вырезанных из одного дубового слэба.
В 1960-е годы Мари выпускает серию книг без слов, основанную на его графических работах для Danese. Самыми популярными оказались книги «Яблоко и бабочка» и «Курица и яйцо», посвященные красоте простых форм. Проектировать мебель Мари начал лишь в 1970-х. Именно в эти годы он создал стулья Sof Sof и Delfina, эталонные образцы современного дизайна.
Скандально знаменитым стал его проект Autoprogettazione 1974 года. Это был каталог, содержащий 19 предметов мебели — столы, стулья, кровать — с подробными инструкциями по их изготовлению. Чтобы собрать их самостоятельно, требовалось прислать Мари конверт с маркой, в ответ он высылал чертежи своих изделий. Далее необходимо было купить комплект досок, гвозди и шурупы и приступать к работе. Autoprogettazione произвел фурор, всего за год Мари разослал более 5 тыс. инструкций. Это был настоящий вызов обществу потребления и всей концепции современного дизайна, стимулирующей покупать все новые и новые вещи. Принцип «сделай сам», противопоставленный сошедшим с конвейера изделиям, побуждал не потреблять, а творить.
Мари не скрывал своих политических взглядов и этим тоже раздражал дизайнерский истеблишмент. На Венецианской биеннале 1976 года он представил 44 абстрактные мраморные скульптуры, которые все вместе образовывали серп и молот. В следующем году Мари создал монумент в память о студенте, убитом полицией во время студенческих волнений. Его самодеятельно установили на одном из миланских перекрестков, и лишь в 2013 году он получил официальный статус.
В 1989 году, выказывая свое презрение к коммерческому успеху, Энцо Мари представил на выставку вместо своих произведений коллекцию железных кос. «Мари — великий бунтарь послевоенного дизайна»,— сказал о нем Обрист. Весь свой архив Мари завещал городу Милану, но с условием, что публиковать его начнут не раньше чем через 40 лет после его смерти. Он пришел к выводу, что современное состояние дизайна оставляет желать лучшего и люди просто не готовы воспринимать его творения. Но рассчитывал на будущее: «Подобно наивному ребенку, я убежден, что 40 лет спустя придет новое поколение, которое не будет таким испорченным, как нынешнее. Я очень надеюсь, что недалеко то время, когда молодые люди будут понимать глубокий смысл вещей и разбираться в нем».