ЕС устроит интернет-гигантам веселую жизнь
Проект нового законодательства предполагает многомиллиардные штрафы за монополизм и нелегальный контент
Еврокомиссия вчера представила проект масштабной реформы регулирования рынка цифровых услуг. В рамках этой реформы власти ЕС намерены серьезно ужесточить наказания по двум главным направлениям — монополизм в цифровой индустрии и нелегальный контент и товары на интернет-платформах. Наказания могут предусматривать многомиллиардные штрафы и принудительное разделение операций виновных компаний.
Реформа регулирования цифровой отрасли в ЕС предложена в рамках двух законопроектов — «О цифровых услугах» и «О цифровых рынках». Публикация законопроектов означает начало их обсуждений государствами-членами ЕС и Европарламентом. После внесения поправок и дополнений и в случае одобрения Европарламентом законы будут приняты, однако вступят в силу не раньше окончания процесса выхода Великобритании из состава ЕС.
Первый законопроект направлен на борьбу с нелегальными товарами на крупнейших интернет-платформах, а также с контентом, который разжигает ненависть, нарушает права человека, призывает к преступлениям и т. п. В законопроекте подчеркивается, что особое внимание будет уделяться работе платформ, услугами которых пользуется более 10% от общего населения ЕС в 450 млн человек. Хотя сами компании не называются, обозреватели уже уверены, что в основном это коснется таких крупных соцсетей и медиаплатформ, как Facebook, Twitter и Google (YouTube).
Среди требований ЕС к таким компаниям называются следующие:
- борьба с нелегальными товарами, услугами или нелегальным онлайн-контентом путем выработки эффективного механизма, которым могут пользоваться и сами пользователи;
- новые обязательства по отслеживанию бизнес-клиентов, которые продают нелегальные товары на интернет-площадках данной компании;
- повышение прозрачности работы интернет-платформ, включая алгоритм, используемый для рекомендаций;
- предоставление доступа исследователям для анализа работы крупнейших платформ и понимания потенциальных рисков.
Закон предусматривает штрафы до 6% годового оборота, что в случае с FB или Google может вылиться в многомиллиардные суммы.
Второй закон, о цифровых рынках, относится к компаниям, которые ЕС обозначает как «контролеры / привратники» (gatekeepers) цифрового рынка:
- крупные интернет-платформы, которые обладают значительным экономическим весом, значительным влиянием на внутренний рынок ЕС и активной деятельностью в нескольких странах ЕС;
- обладают значительным рыночным влиянием как посредники услуг — а именно связывают крупную пользовательскую базу с большим числом различных бизнесов;
- «существенный вес на рынке цифровых услуг, которым компания обладает длительное время».
Законопроект подразумевает, что такие компании должны:
- позволять третьим сторонам право участвовать в услугах компании-«контролера» по предоставлению услуг в «определенных специфических ситуациях»;
- предоставлять своим бизнес-клиентам доступ к данным, которые они генерируют, используя платформу компании-«контролера»;
- предоставлять своим бизнес-клиентам право для продвижения своих товаров и услуг и право заключать соответствующие контракты за пределами платформ компаний-«контролеров».
Вместе с этим компаниям-«контролерам» не разрешается:
- мешать потребителям налаживать связи с бизнесом, работающим за пределами крупнейших платформ;
- мешать пользователям удалять любые предустановленные программы или приложения, если пользователи захотят это сделать;
- делать преференции товарам и услугам, которые предоставляет сама интернет-платформа.
ЕС также не называет компании, к которым будет применяться закон, однако СМИ предполагают, что это может относиться к таким крупным интернет-площадкам по продаже и рекламе товаров, услуг и приложений, как Amazon, Google, Apple. В числе возможных наказаний — штраф до 10% от годового оборота или «периодические» штрафы на сумму до 5% от среднего ежедневного оборота компании-нарушителя.
В отдельных случаях предусмотрено принудительное разделение операций компании, которая будет признана виновной в монополизме.
Одни ведущие интернет-компании пока воздерживаются от комментариев по поводу новых предложений ЕС, другие — уже озвучили свою реакцию. Google, в частности, выразил обеспокоенность, что новые предложения властей «относятся к узкому кругу компаний и могут усложнить разработку новых продуктов для поддержки малого бизнеса в Европе». В свою очередь, представители Ассоциации компьютерной и коммуникационной индустрии (CCIA), в которую входят такие компании, как Amazon, Google, eBay, Twitter и др., отметили: «Мы поддерживаем усилия по развитию инноваций и эффективной конкуренции. Мы надеемся, что финальная версия закона будет больше обращаться к конкретным проблемам, а не только к размерам компаний».