Европа на вывоз
Маркетплейсы заинтересовались новым направлением дистанционной торговли
Маркетплейс китайских товаров Joom начал доставлять в Россию товары из Европы, включая Францию, Италию и Германию. В компании рассчитывают на востребованность товаров из этих направлений из-за закрытых границ. Продажи товаров из Европы уже развивают и конкуренты — AliExpress и Ozon. Спрос на них действительно вырос, но пока не сопоставим с объемами прежнего туристического шопинга россиян, считают эксперты.
Joom запустил для россиян возможность заказать товары из Франции, Великобритании, Германии, Италии и Турции, рассказали “Ъ” в компании. В европейский ассортимент входит более 150 тыс. товаров, включая одежду и обувь, косметику, товары для здоровья, ухода и дома, досуга и хобби; с платформой сотрудничают бренды Fila, Kappa, Timberland, Fred Perry, Guess, Michael Kors, Tommy Hilfiger и др. В первом полугодии 2021 года компания планирует увеличить ассортимент этого сегмента до 1 млн товаров.
Европейские продавцы заинтересованы в сбыте в СНГ, поскольку это позволит компенсировать существенные потери от снижения продаж в 2020 году при радикально упавшем туристическом потоке, полагает руководитель по развитию бизнеса Joom в Западной Европе Ирина Пушкевич. По ее словам, сейчас средний чек российского покупателя европейской одежды и обуви составляет $50, косметики — $18. За логистику в проекте отвечает дочерняя компания маркетплейса Joom Logistics, среди партнеров — YunExpress и «Почта России», доставка обеспечивается в пределах двух-трех недель, отметили в Joom.
Joom запущен в 2016 году, его сооснователем стал экс-гендиректор «Одноклассников» Илья Широков. Маркетплейс до сих пор доставлял товары только из Китая, Японии и Южной Кореи. По собственным данным, через Joom совершают покупки 16 млн человек в год по всему миру.
Доставку из Италии, Испании, Франции и Турции в Россию напрямую уже осуществляет AliExpress, отмечает его представитель. По его словам, ассортимент турецких производителей включает уже 5 млн товаров, их продажи в России по сравнению с прошлым годом выросли на 300%.
«Россияне — одни из самых активных покупателей товаров турецких производителей, но время ожидания заказа из Турции и Европы до последнего времени превышало сроки доставки из Китая»,— рассказал гендиректор логистического партнера AliExpress компании Cainiao в России Вячеслав Савин.
Для ускорения доставки из Турции AliExpress и «Почта России» запустили новый маршрут с участием подразделения в Германии, срок сократился до 20 дней для большинства крупных городов, говорит он.
Ozon тоже развивает продажи из Европы и Азии, отметил руководитель направления кросс-бордера ритейлера Тимур Хамитов. В январе—сентябре зарубежные продажи, по его словам, выросли в десять раз в годовом сопоставлении. В 2021 году планируется запуск брендов из США.
Goods.ru пока не планирует внедрять подобную доставку, поскольку сосредоточен на других направлениях, рассказал его коммерческий директор Константин Маслов. «Кроме того, сложно сделать удобный пользовательский путь одновременно и для российских, и для трансграничных покупок. Не самый удачный опыт коллег из Bringly и Pandao подтверждает, что сделать такой проект успешным непросто»,— отмечает он.
Lamoda продает зарубежные марки с собственного склада на территории России, отметили в компании. В Wildberries отказались от комментариев.
Спрос на трансграничные посылки из Европы в 2020 году вырос, а данные таможни по уплате пошлин свидетельствуют, что растут, в частности, покупки «премиальных товаров», отмечает партнер Data Insight Борис Овчинников.
Интерес маркетплейсов к европейскому направлению растет на фоне резкого сокращения заказов у китайских продавцов, которым все труднее конкурировать с быстрой доставкой и ценами российских интернет-магазинов, полагает он. Впрочем, онлайн-покупки европейских брендов из России, по его словам, несопоставимы по объемам с европейским офлайн-шопингом россиян до пандемии.
Преимущества своей площадки
Как усиливается внутренний сегмент рынка электронной коммерции