Из экспорта выжимают масло
ОЗК ищет возможности для расширения бизнеса
Рост экспорта растительного масла из России в последние годы стимулирует интерес к направлению и непрофильных трейдеров. Так, Объединенная зерновая компания (ОЗК) включила в свою стратегию возможный выход на этот рынок в долгосрочной перспективе. Сейчас поставками масла занимаются в основном его производители, конкурировать с которыми может быть сложно.
Перспективные направления развития ОЗК, связанные с диверсификацией бизнеса, обозначены в проекте стратегии компании. Копия документа есть у “Ъ”. Речь идет о планах на 2025–2029 годы. Среди проектов — получение доступа к инфраструктуре на целевых рынках, в том числе через приобретение долей в компаниях или организации совместных предприятий. Кроме того, рассматривается возможность расширения инвестиций в сельское хозяйство и переработку зерна, а также развитие экспорта, в том числе за счет продукции масложировой отрасли. В ОЗК пояснили, что документ пока находится на согласовании в профильных органах власти, а комментарии возможны после его принятия.
ОЗК выступает государственным агентом по продаже зерна и входит в число крупнейших экспортеров. Управляет более чем 20 предприятиями. Крупнейший актив — ПАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» (НКХП), в котором ОЗК владеет 51% акций. Основным владельцем ОЗК с долей 50% плюс 1 акция выступает государство, остальное принадлежит ВТБ. В 2019 году группа ОЗК получила 32,6 млрд руб. выручки и 1,38 млрд руб. чистой прибыли, сказано в отчетности.
Дмитрий Патрушев, глава Минсельхоза, в интервью “Ъ”, 2019 год
Безусловный лидер по темпам роста и основной драйвер (экспорта АПК.— “Ъ”) — масложировая продукция
Директор «Совэкона» Андрей Сизов отмечает, что глобальные компании действительно могут иметь инфраструктурные проекты на иностранных рынках, собственные суда, торговать несколькими видами сельскохозяйственной продукции и прочее. Но все это требует инвестиций и квалифицированных менеджеров, которые должны в том числе иметь связи на своих рынках, указывает он.
По словам господина Сизова, экспорт масла в последние годы стремительно растет: по итогам прошлого сезона Россия вывезла более половины всего произведенного в стране продукта на сумму свыше $4 млрд. Возможно, с активным ростом этого бизнеса и связан интерес ОЗК, но сейчас экспортом растительных масел в России занимаются в основном сами маслозаводы, так что войти на рынок, вероятно, будет непросто, говорит эксперт.
В России крупнейшим экспортером растительных масел себя называет холдинг «Астон», в который входят и заводы по выпуску масла. По собственным данным, в год компания отгружает более 330 тыс. тонн продукции. Кроме того, вместе с ОЗК «Астон» входит в список основных экспортеров зерна. Весь экспорт растительного масла в прошлом сезоне составил около 3,5 млн тонн, основные рынки — Иран, Турция, Египет и Китай, следует из отчетности группы «Русагро».
Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько отмечает, что экспортеры зерна и до этого выходили на рынок торговли маслом, не имея собственных мощностей по переработке подсолнечника. Но в случае ОЗК речь идет скорее о проработке возможных направлений деятельности, например, на тот случай, если появится подходящая возможность участия в проекте по строительству терминала по перевалке масла, говорит он. Андрей Сизов также отмечает, что инвестиции в экспортные терминалы под масло могут оказаться все еще высокорентабельными. Но пока у ОЗК нет каких-либо препятствий для развития на зерновом рынке, вряд ли стоит ждать активной диверсификации бизнеса, добавляет господин Рылько.
Собеседник “Ъ” в крупном экспортере зерна отмечает, что расширение ассортимента поставок за счет другой продукции, в том числе масложировой, может иметь смысл. Но в последнее время экспортеры продовольствия сталкиваются со все большими ограничениями, и риски возрастают, указывает он. Так, на этой неделе правительство согласовало введение квоты в 17,5 млн тонн на вывоз пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы и пошлины на экспорт пшеницы. Также речь может идти о введении пошлины на вывоз масла.