Субсидии на час
Авиакомпаниям доплатят за полетное время SSJ
Государство впервые готово субсидировать стоимость летного часа самолетов Sukhoi Superjet 100. Предполагается, что в 2020–2021 годах авиакомпании могут рассчитывать на получение 37,5 тыс. руб. за каждый летный час новых SSJ 100. Речь идет только о 59 самолетах, которые планируется передать Red Wings, группе «Аэрофлот», «Азимуту» и «Якутии». По мнению экспертов, субсидии помогут компаниям увеличить налет этих судов.
Минпромторг подготовил правила предоставления бюджетных субсидий для авиакомпаний для выплаты лизинговых платежей за Sukhoi Superjet 100. Как следует из документа, размещенного на regulation.gov.ru, речь идет о 59 воздушных судах, которые должны быть переданы российским авиакомпаниям в ближайшие два года, в том числе 16 самолетов в 2020 году и 43 самолета в 2021 году.
Субсидии должны помочь решить проблему со сбытом самолетов, которые за несколько лет скопились у их производителя корпорации «Иркут» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию) в разной степени готовности. 29 SSJ 100 по этой программе получит авиакомпания Red Wings, подконтрольная «Ростеху». Еще 22 самолета перейдут «Аэрофлоту», остальные — «Азимуту» и «Якутии», сообщал РБК.
Так, авиакомпании получат 333,28 млн руб. субсидии на каждый SSJ 100, поставленный в рамках финансового лизинга, и 139,98 млн руб. в случае операционного лизинга. Таким образом, расходы бюджета по данной субсидии могут составить 8,26–19,66 млрд руб. Отметим, что лизинг SSJ 100 уже субсидируется по постановлению правительства 1212, где на каждый Superjet выделяется 199 млн руб. на финансовый лизинг.
По словам источников “Ъ”, получатели самолетов смогут воспользоваться только одной программой субсидирования.
Впервые государство собирается напрямую компенсировать часть затрат авиакомпаний на эксплуатацию SSJ 100. Компании смогут получить 37,5 тыс. руб. за каждый летный час самолета в 2020 году, но с 2021 года будут оплачиваться только летные часы сверх минимального налета в 60 часов в месяц. По словам источников “Ъ” в компаниях-эксплуатантах SSJ 100, сейчас средний уровень налета такого самолета составляет восемь-девять часов в день. Точно рассчитать сумму этого вида субсидий невозможно, но в любом случае они не превысят 200 млн руб. в год. При этом в проекте постановления отмечается, что эти субсидии будут предоставлены в четвертом квартале года только в случае, если все деньги не будут направлены на лизинг. В Минпромторге не стали комментировать объем субсидии и способ ее расчета. В проекте постановления указано, что субсидия необходима для приведения стоимости поддержания летной годности SSJ 100 к уровню иностранных аналогов (сейчас она составляет $1350 за летный час против $850 у иностранных аналогов).
В 2020 году должны быть поставлены пять SSJ 100 в группу «Аэрофлот», два в «Азимут» и один — в Red Wings. Финансирование этих сделок осуществлял ПСБ. В банке подтвердили это, но отказались от дополнительных комментариев.
Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, говорит, что участие ПСБ в финансировании поставок остальных самолетов «обсуждается».
Авиакомпании, эксплуатирующие SSJ 100 преимущественно на внутренних межрегиональных линиях, генерируют выручку в рублевой зоне, отмечает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. При этом лизинговые платежи, которые рассчитываются в валюте, с учетом существенной девальвации рубля в нынешней ситуации превышают финансовые возможности авиакомпаний. Таким образом, субсидия приводит эффективную лизинговую ставку в соответствие с сегодняшними реалиями экономики авиаперевозок, говорит он.
По его мнению, компенсация части затрат на обслуживание, по сути, убивает двух зайцев: делает SSJ 100 более привлекательным за счет снижения стоимости летного часа и сокращает риск того, что воздушные суда будут простаивать из-за отсутствия у эксплуатанта средств на восстановление летной годности техники. Но тот факт, что новые меры поддержки будут действовать только в отношении 59 новых лайнеров, создает дополнительную угрозу для вторичного рынка SSJ 100, полагает эксперт. Ремаркетировать самолеты, на которые не распространяются эти субсидии, будет очень сложно, ведь новые машины будут обходиться лизингополучателям едва ли не дешевле, чем бывшие в эксплуатации, заключает господин Пантелеев.