СУЭК укрепляется в портах
Покупка балкерных мощностей у «Еврохима» могла обойтись в 20 млрд рублей
Сделка компаний Андрея Мельниченко — «Еврохима» и СУЭК — по оптимизации владения портовыми терминалами в Мурманске и Туапсе прошла за реальные деньги. Сумма продажи балкерных мощностей, как сообщают источники “Ъ”, могла составить около 20 млрд руб. Эксперты считают такое изменение структуры собственников логичным, поскольку основной объем перевалки приходится на уголь. При этом источники “Ъ” говорят о перспективах еще большей интеграции логистики СУЭК и «Еврохима», в том числе о создании для этого отдельной структуры.
По данным “Ъ”, сумма сделки по покупке СУЭК балкерных терминалов «Еврохима» в Туапсе и Мурманске могла составить порядка 20 млрд руб. Об этом рассказали источники “Ъ”, знакомые с ситуацией. О продаже терминалов стало известно накануне из сообщения «Еврохима». Основным акционером как СУЭК, так и «Еврохима» является Андрей Мельниченко (контролирует 90% «Еврохима» и около 92% СУЭК).
СУЭК сама выкупит перевалочные мощности в Туапсе, в том время как Мурманский балкерный терминал выкупят по частям СУЭК и принадлежащий ей Мурманский морской торговый порт (ММТП). Как напоминают собеседники “Ъ”, эти терминалы уже находились в управлении СУЭК с мая.
По данным “Ъ”, грузооборот терминала в Мурманске — порядка 7 млн тонн, Туапсе — 2 млн тонн.
В 2016 году «Еврохим» частично продал угольной компании свою долю в ММТП (36,2%) за 8,7 млрд руб., оставив себе терминал по перевалке удобрений. После продажи балкерного терминала в Мурманске у «Еврохима» останется в собственности терминал в Эстонии, а также выход к причалам Антверпенского порта в Бельгии. Кроме того, «Еврохим» заявлял о планах по строительству в Усть-Луге терминала для перевалки удобрений на 6 млн тонн, который обеспечит в том числе перевалку на экспорт хлоркалия с Усольского ГОКа в Пермском крае.
Сейчас в СУЭК помимо 30 угледобывающих предприятий, семи обогатительных фабрик, ремонтно-механических заводов и Сибирской генерирующей компании входят терминал «Дальтрансуголь» в порту Ванино в Хабаровском крае (в 2019 году отгружено 20,5 млн тонн), ММТП (17,6 млн тонн), также ей принадлежит 49,9% в «Малом порту» в Находке в Приморском крае (2,8 млн тонн). За девять месяцев 2020 года перевалка грузов в собственных портах СУЭК составила 33,3 млн тонн, включая 3,7 млн тонн неугольной продукции. Кроме того, под управлением СУЭК на конец сентября находилось более 51 тыс. вагонов, более 65% из которых инновационные.
Представитель «Еврохима» Владимир Торин пояснил “Ъ”, что в результате сделки «осуществляется консолидация транспортных активов, заявленная в стратегии развития компании». В СУЭК на запрос “Ъ” не ответили.
Источники “Ъ”, близкие к компаниям, поясняют, что сделка должна упростить схему владения и управления терминалами, части которых пока принадлежат разным юрлицам.
Помимо этого, говорят собеседники “Ъ”, в компаниях обсуждается возможность создать единую структуру, которая занималась бы логистикой для СУЭК и «Еврохима». В нее могли бы быть включены не только терминалы, но и железнодорожные вагоны и вагоноремонтные предприятия, рассуждают собеседники “Ъ”. По их словам, логистикой «Еврохима» уже сейчас занимается команда СУЭК. Один из источников “Ъ” в отрасли напоминает, что в периоды профицита вагонного парка грузоотправители стараются каким-то способом выделить собственный парк в отдельную компанию или передать его в СП, и, возможно, планы по созданию отдельной логистической компании укладываются в эту же тенденцию.
Анастасия Егазарян из БКС отмечает, что сделка является логичной оптимизацией бизнеса с учетом того, что в балкерных терминалах уголь занимает большую долю и управлять ими интереснее СУЭК. Эксперт не ожидает возникновения каких-то проблем с использованием этих терминалов «Еврохимом» после продажи с учетом того, что сейчас на рынке наблюдается конкуренция за объемы перевалки.