«Магнит» включил искусственный разум
Ритейлер внедряет автоматизированную систему прогнозирования и пополнения магазинов
Краснодар станет первым российским городом, в котором торговая сеть «Магнит» внедрит основанную на машинном обучении и искусственном интеллекте автоматизированную платформу для прогнозирования спроса и планирования запасов товаров. В компании указывают, что это наиболее масштабный проект на рынке ритейла в России. По словам представителей «Магнита», платформа позволит автоматически упорядочить закупки и поставки, рассчитать необходимый ассортимент и объем товаров для каждой точки сети. Стоимость проекта в ритейлере не раскрывают. Эксперты считают, что внедрение новой системы позволит оптимизировать бизнес и снизит потери компании.
Одна из ведущих российских торговых сетей — «Магнит» (домашний офис находится в Краснодаре) — приступила к внедрению единой системы прогнозирования спроса на товары и планирования запасов на базе облачного решения Relex Solutions. По словам представителей ритейлера, проект станет крупнейшим в российской логистике и одним из самых масштабных в мире. Система основана на технологии машинного обучения и искусственного интеллекта. В будущем она охватит около 22 тыс. магазинов и 38 распределительных центров. Пилотный проект будет запущен в 2021 году на базе распределительного центра в Краснодаре, который обслуживает более 1250 магазинов сети. Следом за кубанской столицей новая система будет постепенно внедряться в распределительных центрах других городов России.
Планируется, что за счет внедрения инновационной системы повысится доступность ассортимента в торговых точках (особенно в категориях «фреш» и «ультрафреш»), будет оптимизирован товарный запас, а также улучшено качество и скорость взаимодействия с поставщиками. Иными словами, как пояснили “Ъ-Кубань” в «Магните», система будет учитывать потребности клиентов в тех или иных продуктах и в конкретном их объеме для каждого из магазинов сети. Кроме того, консолидированная информация по потребностям торговых точек в тех или иных товарах позволит сформировать конкретные запросы перед поставщиками, оптимизировав тем самым полную цепочку поставок.
Единая автоматизированная платформа на базе Relex использует обширную библиотеку данных, включая продажи, анализ спроса, маркетинговые активности, показатели работы магазинов, поведение покупателей во всех каналах продаж.
Запуск решения потребует от «Магнита» создания минимальной инфраструктуры и технической поддержки, при этом, по словам представителей торговой сети, быстрое развертывание обеспечит скорый возврат инвестиций, сумму которых в компании назвать категорически отказались. Ранее ритейлер использовал собственную разработку, которая уже не отвечает темпам и качеству развития компании.
Предполагается, что внедрение новой системы позволит устранить несогласованность данных, улучшить возможности сквозного планирования и исключить большое количество ручных операций — платформа сократит нагрузку на бизнес-аналитиков и IT-специалистов, которые обслуживали старую систему. Высвободившихся сотрудников компания планирует использовать в других проектах.
«Вместе с партнером по внедрению, компанией Ywis, мы отработали все необходимые процессы на подготовительном этапе и теперь готовы перейти к самой реализации. Уверены, что с Relex "Магнит" получит колоссальные преимущества для бизнеса»,— говорит старший вице-президент Relex в регионе EMEA&APAC Стефано Сканделли.
RELEX Solutions – международная IT-компания, разработчик программного обеспечения для оптимизации бизнеса ритейлеров. Компания поставляет софтверные решения в области прогнозирования спроса и автоматического пополнения запасов, оптимизации торгового пространства и управления персоналом. Клиентами RELEX являются крупные западные розничные компании, в том числе Morrisons, AutoZone, Big Lots, Coop Denmark и пр. «Магнит» - первый клиент RELEX в России. Компания основана в 2005 году, головной офис находится в Финляндии.
По словам руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, автоматизированные системы разного уровня и масштаба используют в настоящее время абсолютно все ритейлеры: от крупных федеральных сетей до узкоформатных розничных магазинов. Такие программы, по его словам, дают возможность отслеживать продажи, товарные остатки, периодичность покупок сезонных товаров и продукции основного спроса, а также планировать поставки необходимого ассортимента в нужном количестве, исходя из наличия торгового оборудования, стандартов мерчендайзинга и планируемых маркетинговых акций, которые требуют определенного запаса нужных позиций.
«Важно, что новая система будет применяться в категории ассортимента "фреш" и "ультрафреш" (овощи, фрукты, скоропортящиеся продукты). Она позволит серьезно снизить объем неликвида, сократит размеры просроченного товара, что также снизит потери компании»,— говорит господин Деев.
Ключевым моментом в реализации данной системы является оптимизация расходов компании при гарантированном наличии товара на полке, считает генеральный директор компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. По его словам, в настоящее время все крупные ритейлеры внедряют системы оптимизации цепочки поставок, однако, безусловно, используя данную платформу, «Магнит» получает серьезные преимущества перед в первую очередь региональными конкурентами и частью федеральных коллег.