Продукты уходят в интернет
Новых магазинов открывается все меньше
Несмотря на рост продаж продуктовых ритейлеров во время пандемии, кризис коснулся и их. С января по сентябрь рост числа продуктовых магазинов составил всего 3,4%, посчитали аналитики 2ГИС. Это самая плохая динамика за три года. Из-за ситуации в экономике ритейлерам пришлось консервативно подходить к увеличению числа торговых точек, инвестировав средства в развитие онлайн-каналов продаж и дарк-сторов.
Количество продуктовых магазинов в городах-миллионниках России за первые девять месяцев года выросло на 3,4%, до 139,6 тыс., подсчитали в 2ГИС по запросу “Ъ”. Это самая низкая динамика за последние три года. Для сравнения: за тот же период 2019 года прирост составил 19,5%, до 135 тыс. точек. В январе—сентябре на 2,5% выросло число «магазинов у дома» и объектов несетевой розницы (до 90,1 тыс.). Количество новых супермаркетов увеличилось на 5,2%, до 48,1 тыс. объектов. За этот же период в больших городах открылось всего 43 новых гипермаркета: теперь их общее число достигло 1,43 тыс. штук.
Снижение темпов открытия новых магазинов ритейлеры объясняют кризисом.
Представитель сети «Магнит» говорит, что в этом плане пандемия заставила ритейлера придерживаться консервативной позиции. К сентябрю у «Магнита» насчитывалось 21,15 тыс. магазинов — это всего на 2% больше, чем в начале этого года. У X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») за 11 месяцев прирост торговых точек составил 6,4%, до 16,2 тыс. магазинов.
До кризиса крупные сети массового открывали новые точки, но теперь они стали также активно закрывать нерентабельные магазины, говорит представитель сети «Верный». При этом, добавляет он, рост некоторых ритейлеров в ряде регионов сдерживает антимонопольное законодательство (в некоторых городах доля крупнейших игроков по количеству магазинов уже достигла предельных 25%).
Многие сети не успели открыть запланированное число магазинов из-за ограничений во время локдауна, объясняет директор департамента стрит-ритейла Knight Frank Ирина Козина.
Тем не менее насыщения рынка еще не произошло, уверена партнер One Story Ольга Сумишевская, федеральные игроки до сих пор практически не присутствуют на востоке страны. «В этом году сети также были вынуждены думать про другой сервис — онлайн-канал. Поэтому они делали ставку на интернет-торговлю и открытие собственных дарк-сторов»,— рассуждает эксперт. В X5 уточнили, что по состоянию на ноябрь ритейлер управлял семью дарк-сторами. В «Вкусвилле» это направление начали развивать с декабря, в ближайшее время сеть рассчитывает открыть около 50 таких объектов, говорит ее представитель.
Руководитель направления «Управление логистикой» ИТ-компании «Крок» Анастасия Гончарова ожидает, что в 2021 году консолидация на рынке продолжится: малые и средние игроки сократят свое присутствие из-за сложной экономической ситуации в стране. Представитель «Магнита» подтверждает: в 2021 году ритейлер рассчитывает провести серию некрупных сделок с площадями небольших сетей.
Динамика по открытиям магазинов в следующем году будет зависеть от эпидемиологической ситуации в стране, признают все опрошенные “Ъ” участники рынка.
В «Верном» уверены, что продуктовая розница все же ускорит темпы развития, чтобы не терять динамику роста продаж, особенно востребованным будет формат небольших — до 500 кв. м — точек. В «Магните» полагают, что в 2021 году отрасль увеличит свое физическое присутствие за счет формата дискаунтеров. Несмотря на кризис, рынок продовольственной розницы по итогам года немного вырастет. В Infoline ожидают, что его оборот увеличится на 1–1,8%, до 16,3–16,4 трлн руб.