Агенты получают код
Розничные платежи могут пойти в обход банков
Торговые точки смогут подключать оплату через систему быстрых платежей (СБП) по QR-коду с помощью агентов, которые работают с оператором системы. Ими могут быть различные организации — агрегаторы, маркетплейсы, поставщики кассового оборудования и другие. Реализация проекта позволит увеличить число торговых точек, где принимают оплату через СБП, и угрожает комиссионным доходам банков.
На этой неделе прошли первые платежи по QR-кодам через СБП организаций, подключенных по агентской схеме (см. “Ъ” от 17 сентября). Этот сервис для нефинансовых компаний совместно с Национальной системой платежных карт (НСПК, оператор СБП) запустил банк «Русский стандарт», для финансовых компаний аналогичный сервис тестирует СКБ-банк.
Как сообщили в «Русском стандарте» компании-агенты смогут предоставлять клиентам сервис генерации QR-кодов и проведения оплаты по СБП без технической интеграции с банком, что позволит им сэкономить время и средства. В ЦБ (регулятору принадлежит 100% акций НСПК) отметили, что «схема позволит бизнесу получать от агрегатора в одном окне функционал оплаты по СБП вместе с другими услугами и сервисами (кассовое решение, поддержка сайта и т. д.)».
До сих пор для организации оплаты по QR-кодам необходимое оборудование и программное обеспечение каждой торговой точке предоставлял банк.
В кассе добавлялся вариант оплаты по СБП, QR-коды генерировал банк. В новом варианте агент (агрегатор) проводит интеграцию по программному обеспечению (ПО) и оборудованию с НСПК. В дальнейшем он предоставляет своим контрагентам соответствующее оборудование и ПО. В случае оплаты по СБП необходимый код генерирует НСПК и отправляет его напрямую клиенту агрегатора. При этом и агент, и его клиенты обязаны иметь расчетный счет в банке, подключенном к СБП.
Обычно на интеграцию компании и банка по СБП уходит от месяца до полугода, отмечают в «Русском стандарте», а ее стоимость составляет от 100 тыс. руб. В новой схеме подключающемуся к СБП магазину ее проходить не требуется. «Новый сервис откроет возможность как небольшим банкам, так и нефинансовым компаниям подключать платежи по СБП своим клиентам—юридическим лицам»,— отмечает глава департамента эквайринга банка «Русский стандарт» Инна Емельянова.
Гендиректор ГК «Элекснет» (входит в группу МКБ) Игорь Антонов считает, что бизнес заинтересован во внедрении СБП, в том числе и по агентской схеме, так как он дешевле традиционного эквайринга.
При оплате через СБП для ТСП комиссия составит 0,4% или 0,7% от суммы платежа, а эквайринговая комиссия при карточных платежах — в основном 1,5–2,5%. У сервиса Сбербанка «Плати QR» комиссия — 0,6–1,5%.
Роль агентов по подключению к СБП интересна и поставщикам платежного оборудования и программного обеспечения к нему. По словам гендиректора ИНПАС (поставщик касс, платежных терминалов и ПО) Ильи Коробова, компания уже рассматривает возможность получения статуса агента НСПК. По его словам, компания может в ближайшее время подключить к СБП более 35 тыс. клиентов из сегмента малого и среднего бизнеса. Таким образом, подключение только одной подобной компании может увеличить сеть приема QR-кода СБП более чем в полтора раза. В ноябре, по данным ЦБ, такие платежи принимало 59 тыс. торговых точек.
«Внедрение сервиса даже более интересно агрегаторам, чем банкам»,— говорит Игорь Антонов. Ведь по мере развития эта система будет вытеснять карточные платежи, что будет сокращать расходы банков. Как рассказали “Ъ” участники рынка, агентская схема подключения рассматривалась еще в прошлом году, но под давлением банков была отложена. Пока ЦБ говорит о пилотном проекте, «по итогам которого будет принято решение о тиражировании схемы» на весь рынок.