Концессии уперлись в бюджетную долю
Спор о разграничении их с госзакупками ширится
Доработанный Минэкономики законопроект о разграничении концессий и госзакупок предусматривает отказ от 100-процентного возмещения расходов инвестора из бюджета. Компенсацию предлагается ограничить 80%, в качестве исключения полное возмещение допускается лишь по решению правительства. Такая уступка, впрочем, пока не позволила снять ключевые разногласия с Федеральной антимонопольной службой (ФАС), а также Минфином и, более того, вызвала серьезное беспокойство на рынке государственно-частного партнерства (ГЧП).
Спор о разграничении концессий и госзакупок не закончился даже после некоторой уступки Минэкономики противникам возможности бюджетного финансирования проектов ГЧП на 100% — теперь он будет продолжаться на площадке правительства, куда на этой неделе ведомство внесло свой законопроект. За время доработки документ претерпел некоторые изменения, основное касается подхода Минэкономики к полному возмещению затрат инвестора из бюджета. Напомним, ранее ведомство настаивало на такой возможности, тогда как ФАС продолжает выступать за снижение финансового участия государства в концессиях до 50%, предлагая все, что свыше этого порога, считать госзакупками.
Как пояснил “Ъ” советник министра экономического развития Александр Киревнин, Минэкономики теперь исходит из того, что в рамках концессий должно компенсироваться не более 80% расходов инвестора.
Однако, добавляет он, в законопроекте остается возможность полного возмещения — в порядке исключения, по решению правительства. Так, 100-процентная компенсация расходов может быть предусмотрена в рамках проектов Минпросвещения по строительству школ совместно с ВЭБ.РФ или же если «нужен крупный, мощный проект».
Концепция законопроекта осталась прежней, в нем предлагается четко сформулировать формы финансового участия сторон, а также ограничить капитальный грант (госплатежи на этапе строительства) 80% расходов инвестора (ранее 75%). Также вводится понятие минимального гарантированного дохода — выплат инвестору, если доходы от эксплуатации созданного объекта окажутся ниже планового минимума.
Впрочем, вопрос максимального финансового участия бюджета оказался принципиальным для Минфина — в ведомстве настаивают на ограниченном характере такой поддержки и предлагают обсуждать ее уровень.
Пока же некоторые нормы «читаются так, что допускается 100-процентное бюджетное финансирование», и смешивают концессионные соглашения с госзакупками, заметил, выступая в среду на совещании в Совете федерации, заместитель главы Минфина Алексей Лавров. Там неожиданно были высказаны и дополнительные замечания ведомства. Так, Минфин рекомендует отказаться от введения в закон условных расходных обязательств (в конструкции Минэкономики необходимы для дополнительного финансирования проектов), поскольку новое определение потребует многочисленных правок Бюджетного кодекса, и взамен предлагает пользоваться уже доступными инструментами господдержки. Проблемным в ведомстве называют и механизм переуступки прав требования по предоставлению субсидий на компенсацию выпадающих доходов. «Мы в Минфине всегда против любых переуступок во взаимоотношениях с бюджетом»,— отметил Алексей Лавров, пояснив, что это повлечет усложнение процесса и де-факто исчезновение контрагента, с которым подписано соглашение.
Как заверяет Александр Киревнин, Минэкономики «находится с Минфином в диалоге по ряду вопросов, в том числе по критериям оценки эффективности ГЧП». Социальные ведомства, в частности Минздрав, Минтруд и Минпросвещения, еще не получали законопроект на согласование, но высказывают осторожные опасения по поводу ограничения бюджетного участия. Например, в сфере здравоохранения оно часто выше 80%, поэтому замдиректора департамента инфраструктурного развития и ГЧП Минздрава Кирилл Хрянин не исключил, что часть проектов может быть не реализована или приостановлена. Однозначно в соцблоке не поддерживают идею ФАС о еще большем снижении этой планки.
Представители рынка ГЧП на доработанную версию законопроекта отреагировали довольно резко, подчеркивая, что ограничение бюджетного участия 80% нивелирует все позитивные положения документа, хотя до этого практически единогласно поддерживали законопроект с небольшими замечаниями.
Как отметил первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов, рынок давно ждал этот законопроект, однако ограничения в 80% финучастия «ухудшают регуляторику, существующую сегодня для привлечения инвестиций». Отметим, особенно актуально это замечание выглядит на фоне планов правительства по запуску нового инвестцикла — на концессии приходится немалый объем внебюджетных вложений в инфраструктуру. Так, в России реализуется около 2,7 тыс. концессий на общую сумму более 2 трлн руб., из которых 1,5 трлн руб. приходится на частные средства. Исполнительный директор Национального центра ГЧП Максим Ткаченко выступал за поиск иного решения для разграничения госзакупок и концессий, предлагая в качестве альтернативы оценку сравнительных преимуществ, распределения рисков и бюджетной экономии двух механизмов.