Иностранцам мало покажется
Их долю в онлайн-кинотеатрах могут ограничить 20%
Депутат Антон Горелкин внес в Госдуму законопроект, запрещающий иностранцам владеть больше 20% в онлайн-видео-сервисах, работающих в России, ужесточая так и не заработавший похожий закон 2017 года. Если он будет принят, схему собственности придется перестроить онлайн-кинотеатрам «Яндекса», Сбербанка и сотовых операторов, а также ivi, которому он потенциально срывает планы IPO.
Депутат Антон Горелкин внес в Госдуму поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», указано на сайте нижней палаты. Он предлагает распространить ограничение в 20% иностранного владения на все аудиовизуальные сервисы, работающие в России.
С 2017 года в России действует закон, ограничивающий долю иностранцев в видеосервисах 20%, он касается платформ, у которых доля российской аудитории меньше 50%. Но иностранным компаниям разрешено регистрировать для управления онлайн-кинотеатром российское юрлицо. Идея была в том, чтобы крупный зарубежный игрок не мог монополизировать российскую отрасль онлайн-кинотеатров, но вышло, что иностранцам можно скупать отечественные онлайн-кинотеатры, пояснил Антон Горелкин в своем Telegram-канале. Теперь при заходе на российский рынок им придется договориться с кем-то из местных игроков, отметил депутат: «Тот же Netflix в России объединился с "Национальной медиа группой", и все у него в порядке».
НМГ с этой осени выступает оператором Netflix в России: трансакции проходят через «дочку» НМГ ООО «Развлекательный онлайн-сервис», но Netflix не менял схему владения этим бизнесом. Как и другие сервисы, Netflix может согласовать любую долю своего владения в России, но для этого им надо прийти на правительственную комиссию вместе с НМГ и объяснить, какая доля им нужна, заявил “Ъ” Антон Горелкин. В НМГ настаивают, что в этом нет необходимости, поскольку сделка Netflix структурирована через 100-процентное владение российской стороной оператора Netflix в России.
Законопроект направлен против конкретных видеосервисов, например ivi, считает Карен Казарян. Среди его акционеров — фонды Baring Vostok и другие. «Компания подала заявку на IPO, и требования депутата могут серьезно повлиять на эти планы, а также негативно отразиться на котировках,— указывает он.— Проект отстаивает интересы крупных медиахолдингов на фоне очередного витка войны за попадание в список отечественных аудиовизуальных сервисов, которые должны предустанавливаться на смартфоны, планшеты и ТВ в следующем году». Хотя Роскомнадзор подготовил реестр из 21 сервиса, правительство еще не выбрало, какие попадут в список для предустановки, напомнил господин Казарян. Часть сервисов из этого реестра имеют иностранных бенефициаров с долей выше 20%, отмечается в пояснительной записке господина Горелкина. Так, под предлагаемые ограничения попадают ivi, Megogo, Okko (принадлежит Сбербанку), «Кинопоиск HD» (принадлежит «Яндексу»), МТС ТВ, «Мегафон ТВ» и «Билайн ТВ».
«Законопроект может ухудшить инвестиционный климат и замедлить развитие российского рынка аудиовизуальных сервисов»,— говорят в «Яндексе».
В Сбербанке, Okko, ivi, МТС и «Вымпелкоме» отказались от комментариев, в «МегаФоне» и Megogo не ответили на запрос.
Законопроект дополняет принятый в 2017 году закон об аудиовизуальных сервисах, который полностью не заработал, напоминает председатель комиссии московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев. Сейчас готовится второй пакет мер поддержки IT-отрасли, включая аудиовизуальные сервисы, и властям важно, чтобы поддержка не ушла зарубежным игрокам, полагает он. Наконец, предложения направлены на «противодействие деструктивному контенту», так как призвать к ответственности компании без прописки в РФ практически невозможно, заключил господин Журавлев.
Антон Горелкин выступал автором инициативы об ограничении до 20% доли иностранного капитала в значимых интернет-ресурсах, которая заставила «Яндекс» изменить структуру управления компанией. После этого депутат отозвал законопроект. Ранее он предлагал в случае перегрузки сетей связи снижать качество доступа к Facebook, Twitter и Telegram, которые не исполняют требования российского законодательства, но Минцифры и ФАС не поддержали инициативу.