Прокуратуру оживило аниме
В Санкт-Петербурге рассмотрят иски о запрете японских мультфильмов
В Санкт-Петербурге суд зарегистрировал иски прокуратуры с требованием заблокировать на территории России сайты с четырьмя анимационными сериалами, среди которых оказалось популярное аниме «Тетрадь смерти» по манге Цугуми Обы. В сериале «Тетрадь смерти» и мультфильме «Наруто» привлеченные надзорным ведомством эксперты увидели романтизацию смерти. Ими была изучена и песня популярного российского репера Моргенштерна «Я съел деда», слов которой эксперты не смогли разобрать, но отметили некорректное название. Как выяснил “Ъ”, речь идет лишь о блокировке нескольких ресурсов за отсутствие возрастного ограничения на доступ к контенту, а не запрете произведений.
Колпинский районный суд Петербурга зарегистрировал пять административных исков прокуратуры, рассказали в объединенной пресс-службе судов города. Ведомство просит заблокировать доступ к нескольким анимационным фильмам. «Аниме с летающими частями тела, физическим и психическим насилием, нетрадиционными сексуальными отношениями, сценами, демонстрирующими в натуралистическом виде гибель людей, также в списке,— добавили в пресс-службе.— Песню "Я съел деда" суду, вероятно, тоже придется прослушать, так как специалисты не смогли сделать обоснованный вывод о вредоносности всего текста, кроме самого некорректного названия».
Согласно данным на сайте суда, четыре иска о признании информации запрещенной поданы прокурором Колпинского района. Заинтересованным лицом указан Роскомнадзор по СЗФО. Решать вопрос о блокировке сайтов судья Дмитрий Никулин будет уже после Нового года — рассмотрение всех дел назначено на 20 января.
Как стало известно “Ъ”, исковые заявления прокуратуры основаны на заключении специалистов Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (АППО).
Они изучили 49 ссылок, существенная часть которых вела на сайты с аниме. Так, несколько абзацев эксперты посвящают описанию сюжета и героев сериала «Наруто». Практически в каждой серии этого аниме эксперты нашли «жестокость, насилие, убийства». Просмотр «Тетради смерти», по мнению специалистов, может привести к агрессивности, отсутствию у детей эмпатии и проблемам в общении, а нереалистично представленная смерть формирует ее положительный образ: «Происходит романтизация смерти, что является фактором риска суицидального поведения».
На анализ в АППО отправился и трек «Съел деда» известного российского рэпера Моргенштерна (Алишер Валеев). Исполнитель обсуждал недавно эту песню в интервью с журналистом Юрием Дудем, который отметил сходство трека с композицией dmtboy & HEARTY — «DE(A)D», в припеве которой повторяются аналогичные строки. «Съел деда — это просто мем, известный в интернетике»,— сказал Алишер Валеев. Сделать вывод о вредоносности текста песни Моргенштерна в АППО не смогли, потому что не разобрали звуков и слов: «Слышны только отдельные фразы и жаргонные слова, (например, похавал, с*ка)».
Строку «Я съел деда» специалисты описали как некорректную.
В прокуратуре Санкт-Петербурга сообщили, что прокомментируют иски после решения суда. Однако, по данным собеседника “Ъ”, в материалах речь идет о блокировке только трех сайтов, на которых размещены мультсериалы «Эльфийская песнь», «Тетрадь смерти», «Аки и Сора» и «Токийский гуль». «Часть информации, проанализированной экспертами, не несет вреда детям, часть уже заблокирована»,— говорит собеседник. По его словам, претензии предъявляются к сайтам, которые не обеспечили возрастные ограничения для просмотра контента, а не к произведениям: само аниме на территории России заблокировать никто не пытается. По данным «Кинопоиска», возрастной ценз у четырех анимационных сериалов — 16 или 18 лет.
Ранее суды уже запрещали распространение музыкальных произведений. Один из самых известных примеров — блокировка сайта группы «Кровосток» со всем песенным творчеством в 2015 году. По мнению Кировского райсуда Ярославля, песни «Кровостока» пропагандировали порнографические фильмы, методичное описание убийств, идеализировали личность наркомана, говорили об «элитарности и избранности наркозависимого лица». Это решение позднее отменил Ярославский областной суд.